Вслед за Погорельским Одоевский использовал в своей сказке прием сна. Все виденное и услышанное Мишей в волшебном городке оказывается его сновидением. Раскрывая ребенку поэзию, пробуждая в нем захватывающий интерес к науке, важность «учиться Механике» (слово «механика» написано в сказке с большой буквы), Одоевский стремился к тому, чтобы маленький читатель сумел отделить реальное (устройство механизма) от фантастики (уподобление этого механизма живому, говорящему существу), не утрачивая при этом образного представления о предмете повествования, о технике, механике. Новые черты детской научно-художественной книги (в данном случае книги о природе) ощущаются и в рассказе Одоевского «Червячок». Белинский ставил его в один ряд с «Городком в табакерке», восхищался «поэтической прелестью этого рассказа», «важностью его содержания и очаровательностью изложения». Писатель утверждает в этом произведении романтическую идею «вечной жизни». Он находит близкие для понимания ребенка олицетворения и сравнения, придавая повествованию сказочный колорит: червячок лежит в постельке под хлопчатой занавеской, у него появляется узорчатая шубка, он пьет в цветочках сахарный мед.

В финале рассказа в стремительном ритме фраз, в интонациях автора звучит гимн вечно развивающейся и обновляющейся природе. «Но не долго спал червячок! Вдруг он чувствует - забилось в нем новое сердце, маленькие ножки пробились из-под брюшка, и на спинке что-то зашевелилось; еще минута - и распалась его могилка. Червячок смотрит: он уже не червячок; ему не надобно ползать по земле и цепляться за листки: развились у него большие радужные крылья; он жив, свободен; он гордо поднимается на воздух».

И в наши дни сохраняют свою силу слова Белинского об Одоевском: «Какая юная, благодатная душа у него! Какою теплотою и жизнего веет от его рассказов и какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание иногда самым, по-видимому, простым рассказом!»