Цель: познакомить учеников с тяжелым детством И. Франко, раскрыть его как писателя-сказочника, осветить аллегорию сказки, ее мораль; усовершенствовать навыки выразительно читать, дать понятия о литературной сказке, воспитывать чувство добра, милосердия, справедливости.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портрет И. Франко, сборник «Когда еще звери говорили», картина из комплекта «Слово и образ».
Сказка зовет нас в странствования,
велит быть в жизни смелыми и мудрыми,
преодолевать препятствия и беды и не забывать добра мирового,
так как только этим и измеряется наша человеческая сущность.
В. Шевчук
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Уютно детям в пазухе сказок. Так бы и слушал о царе Салтане или о том, как весело казак обманывал турецкого султана. О карих конях с пламенем грив, о колдуне, что все на свете может. И кто бы там что не говорил, а сгинет зло и правда победит! Так сказала о сказке Лина Костенко. Вы перелистали немало сказочных страниц, которые открыли вам мир фантазии и мудрости нашего народа.
Зачитывается отрывок из сказки «О жар-птице и волке».
- Из какой сказки этот отрывок? Кто ее автор?
- Да, это украинская народная сказка «О жар-птице и волке».
- А какие еще народные сказки вы знаете? (Дети называют).
Итак, автор этих произведений - народ. А сегодня мы познакомимся со сказками, в которых есть автор. Они называются литературными. (Обрабатывает статья учебника, ученики выписывают определение литературной сказки).
2. И. Франко — автор сказки «Крашенная лиса». Рассказ о детстве писателя и его сказках.
В творчестве И. Франко есть сборник сказок «Когда еще звери говорили». Среди них славная и непревзойденная сказка-поэма «Лиса Никита», которую сын писателя, Тарас, по уровню художественного совершенства ставил на одну ступень с «Завядшей листвой» и «Моисеем». А сам автор писал: «...Я больше всего люблю своего “Лису Никиту”, так как я его написал для своих детей...».
Сказка И. Франко, которая первой открывает для нас чудесный мир литературных произведений, имеет название «Крашенная Лиса». О чем, по вашему мнению, в ней говорится? Как может она начинаться?
Дети высказывают свои мысли.
В сказке много непонятных слов. Обратимся в Справочное бюро? Ученица объясняет значение слов.
Чтение с остановками сказки «Крашенная Лиса» и рассмотрение ее содержания. Деление ее на части:
1) Лиса Никита на торжище.
2) В бочке с краской.
3) Испуг в лесу.
4) Никита провозглашает себя царем.
5) «Справедливое» царствование Лисы.
6) Праздник в лесу.
7) Гибель Лисы Никиты. Физкультминутка.
3. Беседа по смыслу сказки.
- Кто главный герой произведения?
- Расскажите об образе жизни Лисы Никиты. Определите основные черты его характера. Подкрепите свою мысль словами из текста.
- Объясните, какой случай резко изменил жизнь Лиса?
- Какой была его справедливость? Зачитайте.
- Как расправились звери с крашенной Лисой, разоблачив ее обман? Как об этом говорится в тексте?
- Кого и за что высмеял И. Франко в сказке? Докажите свое утверждение.
- Что побеждает - добро или зло?
Мудро когда-то сказал И. Франко: «Тысячи вещей забудете, а тех минут, когда дорогая мама или бабушка рассказывала сказки, не забудете до смерти».
В самом деле, сказочные герои сызмала живут с нами, помогают осмысливать жизнь, различать добро и зло, фантастическое и реальное, смешное и страшное, красивое и безобразное. Поэтому сказка всегда интересна для нас.
Прочитайте еще раз слова Валерия Шевчука, которые сопровождали нас на протяжении всего урока, объясните, как вы их понимаете.
Ученики рассказывают.
III. Итог урока.
- IV. Домашняя задача.
Выразительно читать и пересказывать сказку «Крашенная Лиса», нарисовать к ней иллюстрацию; составить небольшую сказку о приключениях домашних животных: «Если бы звери могли говорить».