Цель: обобщить знания учеников о трагедии В. Шекспира «Гамлет», дать целостную характеристику главного героя, углубить понятие о вечном образе, развивать навыки связной письменной речи, отбора цитатного материала, высказывать собственную точку зрения, воспитывать гуманистическое мировоззрение.
Оборудование: памятки «Как подготовиться к произведению-раздумью о герое», «Требования к речи», схема «Трагедия Гамлета», иллюстрации кинокадров (В. Высоцкий, И. Смоктуновский).
Тип урока: урок развития связной речи.
- В «Гамлете» человечество видит свои разные лица...
- Г. Гейне
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Восстановить последовательность событий в трагедии.
III. Формирование знаний, умений, навыков.
1. Составление схемы «Трагедия Гамлета».
• Какие взгляды на мир, человека усвоил Гамлет в Витенбергском университете?
• Какие события разрушили его гармоничный внутренний мир?
• Какое непомерное обязательство берет на себя Гамлет после разговора с призраком?
• Кто становится для него примером решительности, благоразумия?
• Гамлет оказался в трудной ситуации. К кому по обыкновению обращается человек в трудную минуту? (К близким людям).
• Кто для него являются ближайшими людьми? Может ли он рассчитывать на их помощь? (Разрыв с Офелией, мать-королева, измена друзей).
• Он дал призраку обет подвергнуть наказанию Клавдия, т.е. убить его. А вернет ли это любовь Офелии, благосклонность матери, верность друзей? (Вывод - убийство не решает моральных проблем, один человек не может изменить мир).
• Гамлет должен определить свою позицию «быть или не быть?» Как вы понимаете это выражение? (Важнейшие вопросы: жить или умереть, бороться или смириться).
• В чем же заключается его трагедия? (По сворим взглядам Гамлет гуманист. Он не может изменить мир к лучшему и не может жить среди вранья, лицемерия, подлости, поэтому и гибель его является закономерной, неслучайной).
• Какие взгляды эпохи Ренессанса воплотил В. Шекспир в трагедии «Гамлет»?
• Как вы понимаете выражение Г. Гейне. Обозначьте проблематику
произведения:
- а) жизнь и смерть;
- б) назначение человека;
- в) смысл жизни;
- г) жизненный выбор;
- д) любовь;
- е) дружба;
- ё) верность;
- ж) измена;
- з) честь;
- и) власть.
2. Слово учителя.
Шекспир мастерски формулирует острые вопросы человеческого существования:
• Следует ли повиноваться обстоятельствам судьбы?
• Каким образом противостоять вражескому миру — активно бороться или отстраниться от всего?
• Что важнее — исполнить свой долг или подчиниться собственным желанием?
Трагедия героя - это трагедия каждого человека, который сталкивается со злом в жизни. Эти философские вопросы важные для каждого человека, в любое историческое время, они волнуют и сегодня. Именно поэтому вот уже четыреста лет эта трагедия не сходит со сцен, беспокоит и вызывает увлечение, а Гамлет стал одним из вечных образов. Он одинокий, все время размышляет как ему действовать. Поэтому Гамлетом называют человека, который во всем сомневается, не способный на решительные действия.
3. Словарная работа.
Вечный образ - это литературный образ, который с глубиной художественного обобщения выходит за пределы конкретного произведения и изображенной в нем исторической эпохи, содержит в себе неисчерпаемые возможности философского осмысления бытия. (Прометей, Дон Кихот, Дон Жуан, Фауст и др.).
- Тысяча лет пройдет -
- Никого не предаст Уленшпигель,
- И Гобсек никого не спасет.
- Тысяча лет пройдет -
- Не изменит Татьяна своему генералу,
- А мятущийся Гамлет себя не изменит.
- Тысяча лет пройдет,
- А они будут жить,
- Как ни в чем не бывало...
- (С. Давыдов).
4. Сообщение учеников «Образ Гамлета в театральном и кинематографическом искусстве».
Мало в мире пьес, которые приобрели бы такую популярность, как трагедия В. Шекспира «Гамлет». Сколько выдающихся актеров стало в истории театра именно благодаря выполнению роли Гамлета.
Первым исполнителем роли Гамлета был ведущий трагик труппы Слуг Лорда-Камергера - Ричард Бербедж. В ХVІІ ст. образ принца Датского воплотил Т. Беттертон (1661). Значительными событиями в культурной жизни туманного Альбиона ХVІІІ ст. стали мастерски выполненные роли Д. Гарриком (1743) и Дж. Кемблом (1783), а в ХІХ ст.- Э. Кином (1814) и Г. Ирвигом (1864). Роль Гамлета прославила и Сару Бернар (1899). Неистовый успех имел образ принца, созданный Дж. Гилгудом (1930) и Л. Оливье (1937).
Лоренс Оливье играл Гамлета, лишенного слабостей, настойчивого и готового спасти мир, который гибнет. Он был национальным героем, воином, который стремился защитить порядок.
Джон Гилгуд оказался внутренне близкий «утраченному поколению». Он играл растерянного, разочарованного Гамлета, которого травят с разных сторон, а он не в силах преодолеть душевный кризис.
В России спектакль «Гамлет» впервые был поставлен в 1810 г. Чрезвычайный успех принесла шекспировская трагедия Московскому театру на Таганке в 1971 г. Режиссер-Постановщик Ю. Любимов и В. Высоцкий в роли главного героя осовременили текст, стараясь сделать его по возможности доступнее настоящему. Сперва Гамлет в черном свитере и джинсах, с гитарой в руке шокировал публику. Но смелый эксперимент с блеском удался.
Среди кинематографических версий «Гамлета» наилучшим признан фильм Г. Козинцева (1964) с И. Смоктуновским в главной роли.
В украинской литературе к образу Гамлета обращались М. Старицкий, П. Кулиш, в ХХ ст. Ю. Клен и Г. Кочур.
Этот образ переступил границы произведения и уверенно шествует сквозь столетия, неся каждому частицу духовного тепла, будто свет давно угасшей звезды.
5. Работа с иллюстрациями кинокадров.
(В. Высоцкий, И. Смоктуновский).
• Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?
• Опишите душевное состояние героя в этих эпизодах.
6. Работа с памяткой «Как подготовиться к произведению-раздумью о герое».
7. Составление плана к произведению
План.
I. І. Актуальность образа Гамлета в мировой литературе.
II. ІІ. Столкновенье идей гуманизма с миром жестокости и зла.
III. Гамлет - гуманист, который усвоил идеалы добра, правды, справедливости.
IV. Крах идеальных представлений Гамлета о мире:
V. а) смерть отца;
VI. б) негодный поступок матери;
VII. в) тайна призрака;
VIII. г) измена друзей.
IX. Низость окружающего мира:
X. а) король-убийца;
XI. б) лицемеры Розенкранц и Гильденстерн;
XII. в) старый интриган Полоний.
XIII. Внутренняя борьба в душе главного героя («Быть или не быть?»).
XIV. Высокая цель - исправление действительности.
XV. ІІІ. Гамлет - вечно живой образ, созданный В. Шекспиром.
8. Работа с памяткой «Требования к речи».
9. Письменная работа учеников.
IV. Домашняя задача.
Конспект урока: Написание произведения-раздумья «В чем суть трагедии Гамлета»
Сен 26
Написать произведение-раздумье. Подготовиться к ТКР по теме «Литература Средневековья. Литература Возрождения».
Если данное школьное сочинение на тему: Конспект урока: Написание произведения-раздумья «В чем суть трагедии Гамлета», вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.
Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.