x x
menu

Правила сочинений

Школьное сочинение предусматривает анализ художественного произведения - его научное исследование, цель которого раскрыть содержание литературного произведения и особенности художественной формы в их единстве, осмыслить жизненные явления, изображенные в произведении, оценить его воспитательное, эстетичное значение. Всесторонний анализ художественного произведения, когда детально рассматриваются все его элементы, не всегда применяется. Но такой анализ нужно уметь осуществлять, чтобы в конкретной ситуации, скажем, во время экзамена, выбрать важнейшие моменты художественного произведения, осветить их под углом зрения сформулированной темы. Проблема художественного метода (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды, виды, жанры литературы, сюжет и композиция произведения, его тема и идея, художественный образ, конфликт, средства характеристики персонажа, индивидуальный стиль автора, стиль эпохи, основы стихосложения, анализ художественной детали - это требуют от учеников умения ориентироваться в теоретических понятиях и сроках, применять их к конкретному произведению, умениям и привычкам легко оперировать необходимыми сведениями из теории литературы.

Усвоение необходимого минимума теоретических понятий открывает перед учениками новые возможности в восприятии и понимании художественного произведения, помогает увидеть и осмыслить в искусстве слова то, что иногда запрятанное от неосведомленного читателя. Кроме того, такое знание - не просто залог успеха, а и настоятельная потребность. При подготовке к произведению нужно повторить материал из теории литературы (он детально расписан в программах школьного курса украинской литературы, программах для поступающих к вузам). Воспользуйтесь словарями литературоведческих сроков, учебниками "Вступление в литературоведение", Литературной энциклопедией, школьными учебниками из литературы за все классы. Важно четко понять разность между произведением и контрольной работой по теории литературы, ведь задача на испытании заключается не в том, чтобы цитировать словарь литературоведческих сроков, а в том, что бы усвоить сроки, уметь применять их к анализу конкретного художественного произведения. Для успешного анализа художественного произведения необходимо хорошо знать текст, общие закономерности взаимодействия содержания и формы, теоретические аспекты, составные части анализа. Содержания художественного произведения касаются тема, идея, проблематика. Тема - это тот жизненный материал (конкретные факты, события, человеческие судьбы), который поразил творческое воображение писателя и отображенный в произведении, а также вопрос, проблемы, которые волнуют автора. Идея содержит в себе замысел писателя, главную мысль, пафос, которым пронизанное произведение, т.е. авторское отношение к отображенному.

Форма произведения - это художественные средства и приемы, благодаря которым писатель реализует творческие замыслы. Содержание и форма находятся в неразрывном, органическом единстве. Все те составные части ТОЛЬКО тогда создают красоту, когда являются частыми витой целости - духовной красота, идейной гармонии". Теоретики литературы выделяют содержание и форму лишь условно - для удобства анализа, исследование такого сложного объекта, которым есть литературное произведение. Они по-разному определяют количество элементов формы, неодинаково их толкуют и систематизируют.

Приводим перечень наиболее распространенной классификации элементов художественной формы произведения:

  • Композиция - обусловленная содержанием построение литературным.
  • Сюжет - главный элемент  КОМПОЗИЦИИ;   элементы   сюжета!   экспозиция,
  • завязка, развитие, кульминация, развязка,
  • пролог, эпилог.
  • Главные герои, их портреты, характеры.

Все компоненты художественного произведения взаимосвязанные, взаимообусловленные. Часто ученики рассматривают форму как что-то сугубо внешнее, то, что оформляет содержание, а содержание иногда смещают с объектом изображения, с тем, о ЧЕМ пишет художник. Иногда, анализируя произведение, школьники отдельно рассматривают "идейное содержание", потом "художественные ЕГО особенности". Этот отрыв содержания от средств его воплощения - чуть ли не наибольший недостаток анализа художественного произведения. Нужно помнить, что художественная ценность произведения не определяется количеством метафор, эпитетов, сравнений. Отнюдь не удовлетворит экзаменаторов вот такой "анализ": "Писатель в произведении использует много эпитетов, метафор, сравнений, например..." Это пародия на анализ. Нет необходимости обязательно пересчитывать все художественные тропы, поэтический синтаксис. Нужно уметь из художественной палитры выделить самое главное, то, что характерное для стиля писателя, для характеристики определенного персонажа. Нужно понять и ощутить специфичность поэтического языка художника, уметь передать эти особенности в своем произведении.

Бесспорно, анализ прозаических, поэтических, драматических произведений имеет свою специфику, а потому объем знаний из теории литературы должны быть довольно большой и разнообразный. Достичь таких знаний не так уже и сложно, если изучать элементы теории литературы не отдельно, а систематизировано, за определенными классификационными, типологическими схемами, таблицами. Об этом знает каждый учитель-филолог.

Подаем планы-схемы анализа художественных произведений разных литературных родов.

Прозаическое сочинение.

1. Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве автора, прототипы.

2.  Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, как восприняли современники.

  • Идейно-тематическая основа.
  • Тема, главная проблема, конфликт.
  • Структура содержания.
  • Идея, авторское отношение к изображенному.

III.       Главные герои, их портреты, характеры.

IV.       Специфика  сюжета  (количество  сюжетных  линий, элементы сюжета).  

V.        Авторская позиция в произведении.

VI.       Жанровая специфика, художественное направление, стиль.

VII.      Языковая структура.

VIII.    Мое восприятие произведения.

Драматическое сочинение.

Анализ драматического проводим за схемой характеристики прозаического, лишь большее внимание уделяем  на конфликт. Он главный элемент драматического произведения, который развивает сюжет, на язык персонажей диалоги, монологи, реплики, на вспомогательные средства - ремарки, декорации, акты, и т.п..

Ученикам значительно легче выучить наизусть фрагменты поэтических произведений, чем прозаических, а без анализа конкретного материала (это не только имена, дать, названия произведений, а и цитаты) произведение высоко не оценят. Поэтому нужно практиковать изучение наизусть и отрывков из прозаических и драматических произведений - важные монологи, внутренние монологи, авторские раздумья, реплики героев, портретные характеристики, пейзаже.

Как выйти из критической ситуации, когда экзаменатор заявляет, что тема раскрыта не полностью? Конечно, недостаточно глубоко раскрытой может быть любая тема, особенно и, что касается рассмотрения нескольких произведений, характеристики многих персонажей. Например, тема произведения предусматривает анализ поэтического наследства художника. Как бы тема не была сформулирована, какие бы мотивы лирики не предлагались для анализа, в любом случае она охватывает значительное количество произведений, а именно: "Гуманистические мотивы поэтических произведений Пушкина ", "Образ родного края в произведениях Пришвина', " Стремление народа к счастью за гражданской лирикой Ахматовой", "Патриотичные мотивы лирики Александра Блока". Ученик оказывается перед выбором: из большого количества замечательных стихов необходимо отобрать те несколько, - с цитатами, комментариями, историческими, биографическими и другими деталями. Понятно, он прежде всего выходит из собственных знаний и выписывает те стихи, которые знает наизусть, способен рассмотреть конкретно. Предлагаем совсем нескладный, тем не менее универсальный, прием, который дает возможность в условиях ограниченного времени расширить рамки письменной работы и продемонстрировать свое понимание темы. Следует в небольшом объеме текста расположить как можно больше конкретного материала, объединив его общей мысленным взором, идеей. Этой конкретикой являются имена исторических деятелей или литературных персонажей, названия произведений, перечень мотивов, образов, художественных средств и прочее. Например, в произведении "Я хочу быть вечным другом и врагом зла", посвященному анализу лирики, удачный в этом плане абзац: "Поражает готовность поэта к самопожертвованию, стремлению гореть, желание создавать достойное искусство, глубокое убеждение в правильности выбранной позиции.

 Некоторые ученики считают лишним составление плана произведения и пишут его, забывая о том, что план - это основа работы, ее каркас, это "дисциплинирующий фактор. План предусматривает логику раздумий, гарантирует стройность построения произведения. Хорошо составленный план - это половина работы. Для приобретения и усовершенствование привычек составления плана рекомендуем:

  • План составляется в произвольной форме: то ли цитатный, вопросительными или повествовательными предложениями, или в смешанном виде.
  • Каждый пункт плана отображает один из важных направлений мысли.
  • Пункты плана не должны повторяться, дублировать друг друга.
  • Нужно сохранять преемственность и логическую подчиненность частей.

В плане предлагаем зафиксировать:

а)         о чем будет идти во вступлении и выводе;

б)         произведения, которые будут анализироваться и которые нужно вспомнить;

в)         главные цитаты, которые будут использованы в произведении;

г)         оригинальные мысли, наблюдение, впечатление.

Главное заключается в том, чтобы подход к составлению плана был творческим, осмысленным, зависимым не от схем, а от конкретной темы. Неслучайно предыдущий план или наброски использовали в своей работе не только много ученых, исследователей, а и художники, писатели. Составной частью композиции экзаменационного произведения есть эпиграф - цитата, крылатое выражение, афоризм, отрывок из песни, пословица, которые относятся перед текстом произведения или перед его разделами по правую сторону на одной третьей части  листа и  высказывают основную идею.

Каждый из писателей абсолютно индивидуальный, ни на кого не похожий, оригинальный, самобытный. Проверьте себя таким образом. Это может стать гарантией от общих слов, пустых фраз, невыразительных, необязательных и неоригинальных комплиментов писателю. Старшеклассники, абитуриенты считают (не без установок учителей), что в произведении на любую тему, о любом писателе нужно высказать собственную мысль, и именно это есть чуть ли не наибольшей заслугой работы. Поэтому поводу возникает вопрос: какое собственное литературоведческое или другое открытие может сделать юный читатель, который только начинает приобщаться к большой литературе? На чем будет базироваться его мысль? Поэтому для учителей бесценны работы выдающихся отечественных ученых прошлого, современного: они помогают приблизиться к далекой истории, учат проникать в скрытые тайны произведения. Кроме того, знакомство с талантливыми книгами и статьями об украинской литературе поможет читателям повысить уровень" собственной культуры, расширить кругозор, разобраться в сложности проблем, которые предлагаются в экзаменационном произведении.

Несколько практических советов:

  • Не судите об искусстве с подозрительной легкостью и готовностью.
  • Остерегайтесь стать напыщенным судьей гениев.
  • Избегайте бессмысленных фраз.
  • Придерживайтесь обязательного правила культуры
  • письма: используя чужую мысль, назовите автора,
  • сделайте ссылку на его работу. Ссылка сделает вашу работу более интеллигентной.          
  • Неуместное частое употребление личного местоимения во вставных конструкциях (так называемое "якание"): я думаю, я считаю, я хочу обратить внимание.
  • Не бойтесь сомнений: возможно, кажется, вероятно - эти вводные слова подчеркивают ваши раздумья.

Таким образом, удачно продуманные план и композиция произведения непременно обеспечат вам добротное выполнение экзаменационной задачи. Ученики недостаточно владеют разными стилями речи, не всегда стилистически правильно определяют свое произведение. Те школьники, в которых преобладает логическое мышление над образным, подвергаются влиянию стиля школьных учебников, литературно-критических статей, периодики. Часто за готовыми, заученными фразами тяжело доискаться собственной мысли ученика. Стремление обязательно говорить красиво порождает в творческих роботах учеников чрезмерную фальшивую красивость, словесную путаницу, потерю логики изложения.

Таким образом, ознакомление с наиболее распространенными ошибками разных видов поможет избегнуть их в творческих роботах, улучшит грамотность.

 

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать