Конспект урока: «Смерть платит все долги», «Образ Гамлета в литературной критике»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:  проанализировать действие 5 трагедии, дать понятия мотива, проследить, как Шекспир раскрывает мотив мести, его связь с системой образов, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выяснить композиционные особенности произведения, воспитывать гуманистическое мировоззрение.

Оборудование: памятка «Композиция художественного произведения», информационные карточки «Образ Гамлета в литературной критике», репродукция картины Э. Делакруа «Гамлет и Горацио на кладбище», схема «Мотив мести».

Тип урока: урок-диалог.

  • О, бедный Йорик!
  • В. Шекспир

Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.        Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрашивание или литературный диктант.

Буквенный портрет. Записать черты характера, которые начинаются буквами имени персонажа

  • Г - достоинство, гуманизм, острое ощущение справедливости.
  • А - активность.
  • М - молодость, милосердие.
  • Л - любовь.
  • Е - эрудированность.
  • Т - терпимость.

III.       Мотивация учебной деятельности.

•          Подумайте над эпиграфом к уроку. Что означают слова Гамлета над черепом Йорика?

IV.       Формирование знаний, умений, навыков.

Работа с репродукцией.

•          Какой эпизод изображен на репродукции картины Э. Делакруа

«Гамлет и Горацио на кладбище»?

Фронтальная беседа.

•          Почему после разговора с гробокопателем жизнь кажется Гамлету

особенно бессмысленной?

•          Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет?

•          Почему со временем Гамлет просит прощения за свой поступок? (Понимает душевное состояние и причины поведения Лаерта).

•          О каких чертах характера принца свидетельствует этот эпизод? (Человечность, сочувствие).

•          Как Клавдий с помощью Лаерта задумал уничтожить Гамлета?

Творческий пересказ.

Опишите сцену поединка Лаерта и Гамлета от лица Гамлета.

•          Как осуществляется месть Гамлета королю?

Составление схемы «Мотив мести».

•          Названия всех мстителей, которые вывел в трагедии Шекспир.

•          Каким мы видим Лаерта в его бунте?

•          Что общего и в чем разница между Лаертом, Гамлетом, Фортинбрасом? (Пирр жестоко убивает Приама и его жену – семейная месть; Фортинбрас ведет армию за клочок земли - кодекс рыцарской чести (сумел отказаться от мести); Лаерт - зажигательный - мстит за отца (вопрос чести); Гамлет - убийство не имеет оправдания, личная ответственность).

•          Можно ли утверждать, что Гамлет бездействующий? Докажите свою мысль. (Убийство Полония, гибель Розенкранца и Гильденстерна).

•          Сопоставьте свою мысль с утверждениями литературных критиков. Какое из высказываний критиков вам ближе?

Словарная работа. Работа с памяткой «Композиция художественного произведения»

•          Что такое мотив?

•          Какие еще мотивы присутствуют в трагедии «Гамлет»? (Мотив сумасшествия (Офелия, Гамлет); Мотив смерти (Король Гамлет, Лаерт, Розенкранц, Гильденстерн, Офелия, Гертруда, Полоний, принц Гамлет, Йорик); Мотив верности (Офелия, Гертруда); Мотив чести (Лаерт, Фортинбрас).

•          Мотив является составляющей частью композиции литературного произведения. Какие еще части композиции вам известны?

•          Какие сцены принадлежат к завязке, развитию действия, кульминации, спаду действия, развязке?

•          Зачем Шекспир вводит в произведение большое количество монологов? Какая их роль в раскрытии авторской позиции?

V.        Применение знаний, умений, навыков.

Прокомментируйте мысль А. Пушкина: «Герои, созданные Шекспиром, ... не типы какой-то страсти, какого-то порока, а существа живые, преисполненные многих страстей, многих пороков».

Прогнозирование:

•          Если бы Гамлет избрал путь покориться судьбе, как сложилась бы его жизнь?

•          Какие взгляды эпохи Ренессанса воплотил В. Шекспир в трагедии «Гамлет»?

•          В чем отличие между образами Гамлета у Саксона Грамматика и у В. Шекспира?

Микрофон. Выскажите свою мысль о трагедии В. Шекспира «Гамлет», закончив предложение:

•          Из этого произведения я понял...

•          Это произведение ценное тем, что...

VI.       Домашняя задача.

1.         Подобрать цитаты к образу Гамлета.

2.         Обработать материал учебника.

3.         Творческая задача: написать интервью с героем трагедии «Гамлет».

4.         Индивидуальная задача: подготовить сообщение на тему: «Образ Гамлета в театральном и кинематографическом искусстве».

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector