Критика - биография творчества писателя. Писатель Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) был человеком высокой культуры и разносторонних интересов в области искусства и науки. Он издавал вместе с декабристом Кюхельбекером альманах «Мнемозина». Сочувствуя порабощенному крестьянству, критикуя дворянство за корыстолюбие и мелочность интересов, Одоевский, однако, верил в возможность классовой гармонии. Он считал филантропию достаточным средством для улучшения народной жизни. Эти противоречия мировоззрения писателя отразились и на его художественном творчестве. Автор известных в свое время повестей «Княжна Мими», «Княжна Зизи», «Пестрых сказок», Одоевский немало внимания уделял и детской литературе. Как общественный деятель писатель принимал участие в организации детских приютов и больниц. В 1834-1835 годах он постоянно сотрудничал в журнале «Детская библиотека» А. Очкина, печатая здесь рассказы и сказки для детей. В 1834 году отдельной книжкой вышла сказка Одоевского «Городок в табакерке», а в 1838 году - сборник его произведений в двух частях «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». В него вошли волшебные и научно-художественные сказки, рассказы о реальной жизни, научных явлениях и замечательных людях прошлого, пьесы бытового и фантастического характера. Перу Одоевского принадлежит и неоконченный утопический роман «4338-й год».
Как и в произведениях для взрослых, Одоевский стремился в своих детских рассказах и сказках для детей отразить важнейшие, по его убеждению, начала человеческой жизни: науку, искусство, религию я гуманизм. «Благодатные чувства» и «бескорыстную любовь» к людям писатель хотел разбудить у детей моралистически-художественными рассказами и сказками: «Бедный Гнедко», «Сиротка», «Мороз Иванович». Научные рассказы и сказки Одоевского: «Червячок», «Городок в табакерке» - должны были «привести в движение орудие мышления» детей и дать им образное представление о живой природе и технике. Писатель создал произведения, сыгравшие большую роль в истории детской литературы. Анализируя произведения Одоевского, написанные для юных читателей, Белинский смог сделать вывод о специфике детской книги. Великий критик восторженно писал об Одоевском: «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». Но ценя Одоевского за «гуманистическое миросозерцание», за страстное утверждение истины и умение говорить с детьми, Белинский упрекал его за любовь к моральным сентенциям.
В рассказе «Бедный Гнедко» писатель связывает идею гуманного отношения к животным с критикой господствующих классов. Не по собственной злой воле мучит извозчик свою лошадку Гнедко. К этому его принуждает разжиревший господин. «А мне что за дело, - бормочет про себя толстый господин, - я спешу на обед, пусть извозчик убьет свою лошадь, не моя лошадь, мне что за дело». Одоевский стремится вызвать у детей сострадание к лошади и ненависть к бездушному барину, не только повествуя о том, как замученный Гнедко упал на мостовую и «не может пошевелиться, зарыл голову в снег, тяжело дышит и поводит глазами». Эти чувства сострадания и ненависти усиливаются и лирической историей бедного Гнедко: когда-то он был маленьким веселым жеребенком и его любили и холили дети - Ванюша и Даша; Гнедко радостно бежал за ними и смотрел на них, «как собачка». Рассказ «Бедный Гнедко» отличается излишней «трогательностью», сентиментальностью, назидательностью. Из другого рассказа Одоевского - «Сиротка» мы узнаем о том, как по выходе из приюта девушка-сиротка учит крестьянских детей грамоте и ремеслам. Предчувствуя смерть царицы Марии Федоровны, она умирает от горя.
Консервативные идеи менее всего проявились в сказках Одоевского, Это лучшие произведения писателя для детей. Одни его сказки явились обработкой народных: русских, ямайских, индийских («Мороз Иванович», «Разбитый кувшин», «О четырех глухих»), другие оригинальны по своему содержанию («Городок в табакерке»). В основе сказки «Мороз Иванович» лежит сюжет известной народной сказки «Морозко». В центре повествования стоят здесь две девочки: в народной сказке - это гонимая падчерица и родная дочь, у Одоевского - две родные сестрицы: Рукодельница и Ленивица. Они отличаются не положением в семье, а своим поведением: Рукодельница трудолюбива и добра, Ленивица беспечна и зла. Такая интерпретация фольклорного сюжета ослабила идейно-художественную ценность сказки Одоевского. В ней исчезла социальная направленность. В народной сказке, щедро наградив терпеливую и ласковую падчерицу, Морозко беспощадно казнит, умерщвляет дочку мачехи за ее злость и грубость. В сказке Одоевского Мороз Иванович также щедр по отношению к Рукодельнице. Но он сравнительно легко наказывает Ленивицу: дал ей «целый слиток серебряной... да и бриллиант... чуть не с кулак», а они растаяли под насмешливый крик петуха: «У Ленивицы в руках ледяная сосулька».
Несмотря на абстрактно-моралистические идеи, некоторую искусственность сюжета, сказка «Мороз Иванович» отличается высокой художественностью. Образное повествование, выразительные диалоги действующих лиц, меткие психологические детали в обрисовке девочек, комические сцены - все это обеспечило успех сказки у детей. Она печаталась в сборниках лучших детских произведений Одоевского. Близка по теме к «Морозу Ивановичу» его другая сказка - «Разбитый кувшин». По словам Белинского, эта сказка подлинно волшебная и «действует на фантазию детей, а не на их рассудок, и поэтому практическая истина является в ней не моральной сентенцией, но живым чувством». Удачной была и индийская сказка «О четырех глухих», в которой рассказ о физической глухоте четырех чудаков, обвиняющих друг друга во всех смертных грехах, подводит читателя к мысли о нравственной глухоте, разъединяющей людей.
По-настоящему новаторской явилась сказка Одоевского «Городок в табакерке» - первая научно-художественная сказка в русской литературе. Она не потеряла своего значения и в наши дни.
Белинский называл «Городок в табакерке» «поэтической пьеской» и так определил его смысл и значение: здесь «дети поймут жизнь машины, как какого-то живого, индивидуального лица». Мастерству сказочного повествования Одоевский учился у народа. В сказке «Городок в табакерке» сюжет, тема и идея принадлежат самому Одоевскому. Они не имеют аналогий в народной поэзии: сказка о технике - творчество исключительно писателей, которые следили за развитием научного прогресса, понимали значение пропаганды научных идей среди подрастающего поколения. Но «Городок в табакерке» - произведение сказочного жанра, и, как во всякой сказке, в нем органически сочетается рассказ о реальных фактах и явлениях с фантастическим вымыслом. Большую роль п освещении идейного содержания сказки играет композиция. Герой сказки «Городок в табакерке» Миша, странствуя по сказочному городку музыкальной табакерки в сопровождении мальчика-колокольчика, знакомится сначала с каждой технической деталью в отдельности. Каждую деталь (колокольчики, молоточки, валик, пружинку) писатель уподобляет какому-нибудь живому существу. В конце сказки, как бы обобщая сказанное, Одоевский заставляет пружинку рассказать Мише о техническом устройстве музыкальной шкатулки в целом. Пружинка говорит: «Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся, кабы валик не вертелся, то за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было». Каждая техническая деталь в сказке Одоевского - это своеобразный художественный образ, находящийся в движении: мальчики-колокольчики, с золотыми головками, в стальных юбочках, постоянно звенят; дядьки-молоточки, господа на тонких ножках, с длинными носами, стучат по колокольчикам; надзиратель валик лежит в халате на диване и изредка поворачивается с боку на бок; царевна-пружинка, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно толкает под бок надзирателя валика.
Выступая действующими лицами, технические детали ведут живой диалог с Мишей и даже имеют свой характер: колокольчики напоминают шаловливых мальчиков - они «теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали», дядьки-молоточки - «уж какие злые!», ленивый надзиратель валик - «предобрый человек» и т. д. И, наконец, каждой детали-образу писателем дана своя звуковая характеристика: мальчики-колокольчики весело звенят: «Динь, динь, динь», дядьки-молоточки шепчут между собой: «Тук, тук, тук! Тук, тук! тук!», а надзиратель валик ворчит: «Шуры-муры! Шуры-муры!» Сказочно прекрасен городской пейзаж, который открывается Мише: ворота, башенки, бесчисленные домики: стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, золотые деревья с серебряными листьями, солнце с его розовыми лучами, рассеянными по всему небу.
В. Ф. Одоевский. Противоречия мировоззрения писателя
июня 18
Вслед за Погорельским Одоевский использовал в своей сказке прием сна. Все виденное и услышанное Мишей в волшебном городке оказывается его сновидением. Раскрывая ребенку поэзию, пробуждая в нем захватывающий интерес к науке, важность «учиться Механике» (слово «механика» написано в сказке с большой буквы), Одоевский стремился к тому, чтобы маленький читатель сумел отделить реальное (устройство механизма) от фантастики (уподобление этого механизма живому, говорящему существу), не утрачивая при этом образного представления о предмете повествования, о технике, механике. Новые черты детской научно-художественной книги (в данном случае книги о природе) ощущаются и в рассказе Одоевского «Червячок». Белинский ставил его в один ряд с «Городком в табакерке», восхищался «поэтической прелестью этого рассказа», «важностью его содержания и очаровательностью изложения». Писатель утверждает в этом произведении романтическую идею «вечной жизни». Он находит близкие для понимания ребенка олицетворения и сравнения, придавая повествованию сказочный колорит: червячок лежит в постельке под хлопчатой занавеской, у него появляется узорчатая шубка, он пьет в цветочках сахарный мед.
В финале рассказа в стремительном ритме фраз, в интонациях автора звучит гимн вечно развивающейся и обновляющейся природе. «Но не долго спал червячок! Вдруг он чувствует - забилось в нем новое сердце, маленькие ножки пробились из-под брюшка, и на спинке что-то зашевелилось; еще минута - и распалась его могилка. Червячок смотрит: он уже не червячок; ему не надобно ползать по земле и цепляться за листки: развились у него большие радужные крылья; он жив, свободен; он гордо поднимается на воздух».
И в наши дни сохраняют свою силу слова Белинского об Одоевском: «Какая юная, благодатная душа у него! Какою теплотою и жизнего веет от его рассказов и какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание иногда самым, по-видимому, простым рассказом!»
Если данное школьное сочинение на тему: В. Ф. Одоевский. Противоречия мировоззрения писателя, вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.
Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.