x x
menu

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности

Гиперболизация. В  классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города». Параллели сказки «Медведь на воеводстве» (1884) и романа «История одного города»: Лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; Лесные мужики — глуповцы.

Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба — а) труднопроходимое место (лес, бурелом); Б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.

Особенности субъективно-авторского значения слова «трущоба» у Салтыкова-Щедрина: Трущоба — это слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен.

Резолюцию «нацарапал». Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди. Почему же сказка была под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства: Лев — Александр III, Осел — Победоносцев, Топтыгин I И Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)

Можно предложить учащимся прочитать дома одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и, используя материалы урока, выполнить на выбор одно из Заданий: 1. Анализ сказки, прочитанной дома.

2. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина. 3. Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

Примерный план анализа сказки

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  4. Особенности образов сказки:
  5. А) образы-символы;
  6. Б) своеобразие животных;
  7. В) близость к народным сказкам.
  8. Сатирические приемы, использованные автором.
  9. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
  10. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

1/1 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать