x x
menu

Литература эпохи Возрождения – урок № 1

Тема.
Этапы развития мировой литературы. Общая характеристика эпохи Возрождения. Драмы Вильяма Шекспира и роман Мигеля де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот» — высшие достижения литературы Позднего Возрождения Цели:
закрепить знания об этапах развития мировой литературы, с которыми учащиеся познакомились в 9-м классе, о значении русской литературы и присущих ей национальных чертах; дать представление об эпохе Возрождения, её представителях, используя знания, приобретённые в предыдущих классах; развивать связную речь учащихся, их умения воспринимать на слух лекционный материал и производить записи, логическое и абстрактное мышление; воспитывать интерес к литературе и культуре; формировать духовные потребности личности. Оборудование:
мультимедийные средства; электронная презентация с портретами В. Шекспира и М.

Сервантеса, наиболее известных представителей эпохи Возрождения, репродукции картин, фотографии скульптур и архитектурных сооружений; таблица к изучаемому материалу; эпиграф на доске. Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам. М. Фичино ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя 2.

объявление темы № 1, ознакомление с содержанием технологической карты 3. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Мини-викторина 1) Каким словом принято обозначать литературу и культуру Древней Греции и Древнего рима с IX века до н. э. до V века н. э.?

2) назовите две древнегреческие поэмы, ставшие непревзойдёнными образцами эпоса, и их автора. 3) О ком из героев трагедии Эсхила говорится в следующем отрывке: Цветок твой яркий — творческий огонь — Украв, он смертным в дар принёс и должен За этот грех наказан быть богами, Чтоб научился власть любить, Своё оставив человеколюбие…? 4) назовите литературного героя, который был смешно одет, пытался учиться, был посвящён в сан мамамуши. Кто автор произведения и как называется пьеса? 5) Какого известного русского поэта, реформатора русского литературного языка а. С.

Пушкин назвал «первым нашим университетом»? 6) Из какого произведения взяты слова: «не хочу учиться, а хочу жениться»,— и кому они принадлежат? 7) назовите автора произведения «Паломничество Чайльд Гарольда».

8) Кому из персонажей пьесы а. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат эти слова: А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времён Очаковских и покоренья Крыма? 9) Из какого стихотворения а. С. Пушкина эти строки: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой? 10) К кому обращается а. С. Пушкин в одноимённом стихотворении с такими словами: Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы Как сон, как утренний туман? 11) назовите автора и стихотворение, из которого взяты следующие строки: Его убийца хладнокровно навёл удар… Спасенья нет: Пустое сердце бьётся ровно, В руке не дрогнул пистолет. 12) Кто из героев «Сказок» М. е. Салтыкова-Щедрина «жил — дрожал и умирал — дрожал»? Ключ: 1) античная. 2) «Илиада» и «Одиссея» Гомера. 3) О Прометее. 4) Господин Журден из комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». 5) М. В. ломоносова. 6) Из пьесы Д. И. Фонвизина «недоросль», Митрофану. 7) Дж. Г. Байрон. 8) Чацкому. 9) «К морю». 10) «К Чаадаеву». 11) М. Ю. Лермонтов «Смерть Поэта». 12) Премудрый пискарь. III. Повторение материала, пройденного в 9-м классе Работа с таблицей «основные этапы развития мировой литературы» Учитель. В 9 классе вы знакомились с понятием «литературный процесс». Давайте установим основное значение этого понятия. Литературный процесс — это историческое развитие национальной и мировой литературы в сложных взаимосвязях и взаимодействиях. Писатели, включающиеся в литературный процесс, обогащают литературу новыми художественными открытиями, но они непременно опираются на уже существующие традиции, используют опыт своих предшественников. Можно сказать, что литературный процесс — это борьба новых и старых художественных идей, несущая в себе память о прошлом. Всю историю мировой литературы можно рассматривать как историю направлений, с которыми и связаны этапы её развития. К великим направлениям относятся: античная классика, классицизм, романтизм, реализм. Проследим ход развития мировой литературы в процессе заполнения таблицы. Методический комментарий. таблица выводится на интерактивную доску или располагается на обычной школьной доске. Колонки таблицы «Основные жанры» и «Примеры… » заполняются учащимися в ходе направляющей беседы. В случае наличия интерактивной доски учитель может использовать анимационное появление заранее написанного текста после ответа учащихся, что значительно сократит время работы с таблицей.

Этапы развития мировой литературы Основные жанры Примеры произведений Устное народное творчество Загадки, пословицы, поговорки; сказки; былины; песни «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»; «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Песни о Степане разине» Античная литература легенды, мифы; древнегреческие трагедии; эпос «Подвиги Геракла»; «народный миф о солнце»; Гомер «Илиада», «Одиссея»; Эсхил «Прометей прикованный» Литература средних веков Исторические хроники; жития; поучения; слова «александрия»; «Слово о полку Игореве»; «Житие Сергия радонежского»; «Поучение» Владимира Мономаха Литература эпохи Возрождения Сонеты Франческо Петрарка Литература XVII—XVIII вв. Классицизм трагедия, ода; комедия, басня Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»; М. В. ломоносов «Оды»; Д. И. Фонвизин «недоросль» Сентиментализм Повесть н. М. Карамзин «Бедная лиза» Романтизм Стихотворения, поэмы Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда»; В. а. Жуковский «Море» Литература XIX века Романтизм Поэмы а. С. Пушкин «Цыганы»; М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Этапы развития мировой литературы основные жанры примеры произведений Реализм романы, повести, рассказы; стихотворения, поэмы; сатира а. С. Грибоедов «Горе от ума»; И. С. Тургенев «ася»; М. е. Салтыков-Щедрин «Сказки»
Дайджест интересных анонсов
Портретная характеристика персонажей
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать