x x
menu

Жанровая своеобразность, историческая основа, героическое содержание Дум

цель:   ознакомить школьников с украинской народной думой как жанром художественной литературы, их разновидностями, особенностями жанра, тематической направленностью произведения; развивать привычки выразительного чтения, логическое мышление, память, умение анализировать, наблюдать, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к героическому прошлому нашей страны.

тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: библиотечка «Украинские народные думы», портреты кобзарей и лирников - О. Вересая, Г. Гончаренка, Г. Кравченко и др.; запись дум в аудиозаписи Национальной капеллы бандуристов Украины; дидактические материалы (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

І. организационный момент

II. проверка домашнего задания

Конкурс на лучшего исполнителя песни «За мир встали казаченьки ». Определите победителей.

III. актуализация опорных знаний

1. Литературный диктант «Жизненная судьба Марии Гордеивны Чурай»

1.         Как называют в Украине поэтессу - песнярку Марусю (Марину) Чурай? («Девушкой из легенды»)

2.         Возможный год рождения Г. Чурай. (1625)

3.         Гетман, с которым отец поэтессы Гордей ходил воевать против польской шляхты. (Г. Павлюк)

4.         Соперница Маруси в борьбе за любовь к Григорию Бобренка. (Галина Вишняк)

5.         Кто тайно любил поэтессу? (И. Искра)

6.         Город, где Г. Чурай составляет песню «Веют ветра, веют буйные». (Киев)

7.         Из-за чего песнярка решает отравиться? (Измена И. Бобренка в любви)

8.         Что приостановило смертную казнь поэтессы -песнярки? (Приказ Б. Хмельницкого)

9.         Писательница, которая написала исторический роман о Маруси. (Л. Костенко)

10.       Пение поэтессы из народа нельзя было сравнить с пением кого? (Киевских бурсаков)

11.       Григорий Бобренко был сыном... (Хорунжего полтавского полка)

12.       Укажите 2-3 песни, кроме программных, которые стали популярными вдоль продолжительного времени. («Григорию, Григорию к работе», «Летит галка через балку», «На горе верба густая», «Чего же вода мутная», «Прилетела кукушечка»)

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Беседа за вопросами:

  • Дайте определение фольклора. Какие произведения художественной литературы он охватывает?
  • Для чего народ составлял песне?
  • Какие особенности имеют исторические песни? В честь кого они составлялись?
  • За что народ прославляет своих защитников? Которые из них вам известные?
  • Кто из песенных героев вам более всего понравился и чему?

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

V.        Основное содержание урока

1. Об определении думы как жанра устного народного творчества (экскурс в прошлое)

Еще с ХVІ столетие думы начали называться специфично «русинскими», дальше - «казацкими», «украинскими» песнями, которые имеют только им присущие признаки и высокий поэтический уровень, а с появлением в начале ХІХ столетие первых переводов дум на европейские языки появились в статье о них и их исполнителях- кобзарей. Мир охарактеризировал думы как что-то новое, до сих пор не известное в творчестве других народов...

В 1845 году французский журнал «Британский обзор» указал о думах как «найоригинальный и богатейший жанр славянской поэзии».

Украинские песни и думы издавна были известные и в России, причем пели их в оригинале. За царствование Петра І и Елизаветы Петровны в Петербурге большим почетом пользовались кобзари, специально отобранные певцы-исполнители украинских песен. К мелодиям украинских народных песен обращались величайшие русские композиторы.

Украинские народные думы - это будто поэтическая летопись казацкой жизни, бушующей и широкой, как море. Хотя они появились не без влияния книжного образования, как свидетельствует об этом частом употреблении церковнославянских слов, дошли к нам в устной передаче народных певцов, лирников-бандуристов, кобзарей.

Думы - оригинальный и популярный вид устного народного творчества.

2.         Общая характеристика народных украинских дум

Думы отображали события большей частью героического характера, поднимали идею патриотизма, обороны родной земли. В них воспетые разные подвиги, народная освободительная борьба против чужеземных захватчиков и «собственных» господ, казацкой старшины.

В думах возвеличиваются герои из народа, которые защищают независимость отчизны. Это представители запорожских казаков, казацкой голытьбы - Самийло Кошка, Иван Богуславец, казак Голытьба, Ганжа Андибер и другие победители, слава о которых некогда «не умрет, не поляжет». Все они воспеты как выразители воли народа, его силы, мудрости.

Герои украинских дум выступают самоотверженными защитниками родной земли, борцами за счастье трудового люда. Они наделены необыкновенной физической силой, мужеством, большим умом, сообразительностью.

Любовь к Родине - высокое и святое чувства для героев народных дум. Общественному долгу они подчиняют свои личные интересы.

Так составлялся героический эпос, который прошел сквозь года и сыграл исключительную роль в духовной, культурно-художественной жизни украинского народа.

Думы - это драгоценное наследство украинского народа. Созданные в них художественные привлекательные образы защитников отчизны имеют большое воспитательное значение.

Читая народные думы и исторические песни, мы захватываемся подвигами народных героев. Именно поэтому эти произведения живут возрастами.

3.         теория литературы

Дума - вид украинского народного героического эпоса: лирическое, повествовательное произведение об исторических или социально-бытовых событиях, который имеет своеобразное строение и выполняется речитативом (чтение певучим голосом под музыкальное сопровождение кобзы или бандуры). Появление дум приходится на ХV-ХVІ столетие.

4.         Особенности народных дум (исторических):

  • изображение важных общественных событий, выдающихся исторических лиц;
  • определенное соблюдение правдивости жизненных фактов;
  • обстоятельность поэтического рассказа;
  • высокая поэтичность языка;
  • небольшое количество основных действующих лиц ( две-три);
  • своеобразность построения (зачин, основная часть, повторы, концовка);
  • стихотворная форма (неравный счёт строк, произвольная специфика рифмования, моноримы);
  • выполнение речитативом под аккомпанемент кобзы, бандуры, лиры;
  • устное распространение и хранения;
  • вариантность текста;
  • большой объем (как для фольклорных произведений).

5.         тематика украинских народных дум

Тематика дум связана с событиями, которые касаются всего народа, его идеалов и стремлений. Итак, украинские народные думы воссоздавали:

  • страдание невольников в турецкой неволе («Невольнический плач», «Маруся Богуславская», «О бегстве трех братьев из Азова, из турецкой неволи»);
  • воспевание борьбы украинского народа за освобождение из-под гнета эксплуататоров в ХVII ст. («Иван Богун»...);
  • отображение классовых разногласий между казацкой старшиной и простым рядовым казачеством, выступления против «своих» господ («Дума о казаке Ганжу Андибера»);
  • рассказ о деятельности исторических героев, которые стали во главе освободительной борьбы - Богдана Хмельницкого и его сподвижников - Максима Кривоносая, Ивана Богуна, Нечая Морозенка;
  • показ проблем морали, человеческих взаимоотношений («Бедная вдова и три сына», «Сестра и брат»...)

6.         Народная дума и историческая песня

Эти два жанра устного народного творчества очень близкие. В них подобная тематика, связанная с героической борьбой народа против угнетателей, но если песня поется, то дума выполняется речитативом, т.е. медленным проговариванием, приближенным к пению. Дума в отличие от песни имеет неравный счёт строки, преимущественно глагольное рифмование.

Выполняют думу в сопровождении народного инструмента, который называют кобзой, бандурой или лирой. Поэтому исполнителей дум называют кобзарями, бандуристами, лирниками.

Украина прославилась на весь мир своими кобзарями (учитель демонстрирует их портреты), среди которых можно назвать известные имена Остапа Вересая, Михаила Кравченко, Ивана Крюковского, Андрея Шута, Ивана Ленты и др. Среди других кобзарей  известнейшими есть Федор Кушнерик, Егор Мовчан, Павел Носач, Василий Литвин и др. Современными исполнителями украинских народных дум считаются В. и М. Литвини, В. Невежа, Национальная капелла бандуристов Украины.

VI. Закрепление изученного материала

1.         Проведение тестового опрашивания

1.         Думы отображали события, большей частью:

а)         связанные с личной жизнью того или другого героя;

б)         общим планом; в) героического характера; г) объективно и

эмоционально.

2.         К социально-бытовому циклу дум принадлежит:

а) «Маруся Богуславская»; б) «Сестра и брат»;

в)         «Невольнический плач»; г) «Самийло Кошка».

3.         Жанр, к которому близкие народные думы:

а) сказка; б) легенда; в) историческая песня; г) рассказ.

4.         В сопровождении какого народного инструмента выполняются думы? а) Свирели; б) трембиты; в) домры; г) кобзы.

5.         К современным кобзарям принадлежит:

а) В. Невежа; б) О. Вересай; в) Ф. Кушнерик; г) Е. Мовчан.

6.         Кому из писателей принадлежат строки: «Наша душа, наша песня Не умрет, не погибнет...»? а) Г. Рыльскому; б) И. Франко; в) Л. Украинки; г) Т. Шевченко.

2.         Работа на карточках

Карточка № 1

1.         Сравните, чем отличается дума как жанр устного народного творчества и исторической песни. Свои наблюдения обобщите.

2.         Мотивируйте, можно ли считать героев дум патриотами? Высказываясь, ссылайтесь на примеры из народных дум.

3.         Возникновение народных дум приходится на:

а) ХІ-ХII ст; б) ХIII-ХIV ст.; в) ХV-ХVІ ст.; г) ХVII-ХVIII ст.

Карточка № 2

1.         В чем, на ваш взгляд, заключалось значение кобзарей как художников слова и музыки? Ответ аргументируйте.

2.         Доведите, что дума принадлежит к народному эпосу. Высказываясь, ссылайтесь на фактический материал.

3.         Чаще всего в народных думах рассказывается о:

а) культуре Киевского Движения; б) социально-бытовые проблемы;

в)         борьбе народа против иностранных захватчиков;

г)         взаимоотношениях между бедными и богатыми.

Карточка № 3

1.         Каким образом, на ваш взгляд, содержание дум связано с жизнью народа. Приведите убедительные примеры из произведений.

2.         Почему считают, что думы - это драгоценное наследство украинского народа? Ответ аргументируйте.

3.         Высоким и святым чувством для героев народных дум была любовь к :

а)         природе родного края; б) исторических памяток;

в)         отечественного искусства; г) Родины.

VII.      Итог урока

VIII.    Объявление результатов учебной деятельности школьников

IX.       Домашнее задание.

Прочитать «Думу о Марусе Богуславке»; ответы на вопрос по смыслу произведения.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать