x x
menu

Примеры работы над сочинением и ход урока для второго класса

Вторая степень сложности. Когда ученики научатся давать правильные ответы на поставленные вопросы, учитель усложняет работу тем, что предлагает в ответах изменять формы отдельных слов, представленных в вопросах. Рассмотрим это на примерах. Следующая степень осложнения работы над пересказом заключается в том, что ученикам предлагают отвечать на вопрос не предложениями текста, а большей частью своими словами, используя лишь отдельные слова из вопроса.

Пример работы над сочинением-изложением для младших классов: Трудолюбивая семья. Коленька и Степка пилили бревно. Миша и Петя рубили дрова. Галя и Таня носили их на кухню. Мама и бабушка готовили обед. Все работали. Перед чтением записанного на доске текста выясняется смысловое значение слова бревно, воспроизводится содержание рассказа, потом текст вытирают или закрывают, а на второй части доски открывают написанные вопросы: Кто пилил бревно? Кто рубил дрова? Кто носил дрова на кухню? Кто готовил обед? Что делали все? Содержание рассказа передается по вопросам.

Надо обратить внимание детей на особенность этих вопросов и ответов на них. Ученики часто в таких предложениях вместо глагола во множественном числе употребляют глагол в единственном числе и пишут: Коленька и Степка пилил... Миша и Петя рубил...

Шагающая шляпа. На столе лежала шляпа. Пушок гонялся за мухами. Одна села на шляпу. Котик смешно подкрадывался. Вдруг он прыгнул и схватил шляпу когтями. Все полетело со стола. Накрыло котика. Ребята увидели на полу шляпу. Хотели ее поднять. А шляпа шагала к удивленным мальчикам. К записанному на доске тексту даются такие вопросы: Где лежала шляпа? Что делал Пушок? Что произошло со шляпой? Что увидели мальчики па полу? Что привело в удивление детей? Анализируя текст, определяют, о ком и о чем говорится в первом предложении, устно дают ответ на вопрос. Потом выполняется орфографическая и лексикофразиологическая работа. После этого дети коллективно воссоздают содержание каждого предложения и пишут пересказ. Для развития привычек логического мышления и усовершенствования устного и письменного языка учеников полезны упражнения на составление коротеньких рассказов из деформированного текста.

Эта работа проводится с постепенным осложнением. Рассмотрим виды и варианты таких задач. Первый вид упражнений с деформированным текстом - составление рассказов из деформированного текста по серии рисунков. Работа выполняется в такой последовательности:

Первый вариант. Дети рассматривают рисунки и устно передают их содержание. Приводим образец.

  • 1-и рисунок. Дети пришли в лес.
  • 2-и рисунок.  Там они поймали зайчика.
  • 3-и рисунок. Дети принесли зайчика домой.
  • 4-и рисунок. Зайчик стал ручным. Он бежит на призыв детей.

Надо добиваться от первоклассников, чтобы они одним-двумя предложениями сумели высказать основное содержание рисунка. Учитель записывает на доске деформированный текст. В нашем примере он будет таким:

  • Зайчик стал ручным.
  • Он бежит на призыв детей.
  • Дети пришли в лес.
  • Дети принесли зайчика домой.
  • Там они поймали зайчика.

Под руководством учителя ученики читают предложения по порядку размещения рисунков, выполняют словарную работу, делают составной анализ каждого слова, запоминают написание слов. Учитель предлагает детям придумать заголовок (в нашем примере «Зайчик») и самостоятельно в надлежащем порядке записать предложение в тетрадь. Ученики пишут предложение по памяти, не смотря в текст (написанное на доске закрывается). После   завершения   работы несколько   учеников   прочитывают написанное в тетрадях. Все следят и, если надо, делают исправления.

Второй вариант. На доске вывешивают серию рисунков и записывают деформированный текст. После устного воспроизведения содержания рисунков и согласования их с записанными предложениями выполняется лексико-орфографическая работа. Потом ученики придумывают заголовок и самостоятельно пишут рассказы.

Третий вариант. На доске вывешивают первый и последний рисунки (возможные другие варианты с рисунками) и записывают деформированный текст. После устного воспроизведения содержания первого и последнего рисунков и придумывания заголовка ученики самостоятельно выполняют задачи.

Четвертый вариант. На доске раньше времени пишут деформированный текст. Учитель словесно воссоздает содержание рисунков.

Учитель. Я рассказываю содержание первого рисунка. Вы внимательно слушайте, а потом прочитайте предложение на доске и скажите, какое из них мы подбираем к первому рисунку, и т. д. После словесного воспроизведения содержания всех рисунков и отбора к ним предложений учитель предлагает детям запомнить правильное написание определенных слов (иногда делается звукобуквенный или слоговой анализ их), придумать заголовок. Несколько учеников читают рассказ. Закрывают текст и вывешивают рисунки. Ученики самостоятельно пишут рассказы. Иногда рисунки не вывешивают.

Пятый вариант. На доске вывешенная серия рисунков. Ученики коротко воссоздают их содержание. Придумывают заголовок. Учитель читает деформированный текст и спрашивает: «Какое предложение запишем первым? Почему? Повторите хором. Правописание отдельных слов надо нам запомнить. Выговорим их по слогам. Еще раз!» и т.д. Когда работа завершена, несколько учеников передают содержание рассказа. После этого дети самостоятельно пишут рассказы. Учитель внимательно руководит работой, особенно если такая задача выполняется в классе впервые.

  • Ø - Посмотрите на первый рисунок. Какое предложение запишем?

Если у учеников возникают трудности, учитель помогает. Такие  задачи должны быть из 3-5 коротких предложений. Второй вид упражнений   с   деформированным   текстом   выполняется по сюжетным рисункам по всем предыдущим вариантам. Третий вид упражнений с деформированным текстом - составление рассказа из деформированного текста по плану, который предлагает учитель. На доске раньше времени записывается деформированный текст и план рассказа, который подается по последовательности развертывания событий.

Предлагаю образец хода урока для второго класса над изложением:

Помогли старшим. 1. Полем шли дети. 2. Скоро будет дождь. 3. Сено составили в копну раньше времени. 4. Дети побежали к колхозникам. 5. Они увидели большую тучу. 6. Колхозники собирали сено. План рассказа: Кто собирал сено? Кто шел полем? Что они увидели? Что скоро будет? Куда побежали дети? Что составили раньше времени в копну?

Дети читают вопрос и находят на них ответ в деформированном тексте. Предложения-ответы повторяются отдельными учениками несколько раз, а потом хором. После этого ученики выполняют лексико-орфографическую работу, придумывают заголовок и самостоятельно записывают ответ на вопрос. Такие упражнения можно выполнять  в   разных вариантах. Основные из них такие:

  • Ø Первый вариант. Деформированный текст и план раньше времени записывают на доске. После выяснения смыслового значения и правописания отдельных слов ученики самостоятельно записывают рассказы, оставив место для заголовка. Заголовок придумывают ученики или учитель после выполнения работы.
  • Ø Второй вариант. Когда дети найдут ответ на вопрос и повторят его хором, выполнят лексико-орфографическую работу и придумают заголовок, вопрос, записанное на доске, стирают. Ученики самостоятельно записывают рассказы в тетрадях.
  • Ø Третий вариант. Проведя подготовительную работу к написанию рассказа по деформированному тексту, учитель оставляет на доске первое и последнее предложения и план рассказа. Ученики записывают рассказы самостоятельно.
  • Ø Четвертый вариант. Выполняется основательная подготовительная работа к написанию рассказа. Стирают с доски все предложения, остается лишь план. На основе его ученики должны воссоздать содержание рассказа после чего списывают текст в тетради, вставляя пропущенные буквы.

На следующий день этот текст используется для пересказа. Учитель записывает на доске вопрос: Какой был заяц зимой? Как ему было в зимней шубке? Что произошло с зайцем весной? Почему тяжело заметить зайчика весной под кустом? Ученики устно отвечают на поставленный вопрос, а потом пишут пересказ. Вопрос можно оставить на доске или стереть. Это зависит от подготовленности класса. Потом ученики читают и проверяют написанное. Аналогичную работу можно проводить во время повторения и закрепления каждой правописной темы. Уже в конце первой четверти надо приучать второклассников давать ответ на поставленный вопрос не одним предложениям, а двумя и больше. Такую задачу можно предлагать после основательной предыдущей работы. Прочитывают логически законченные части текста, придумывают вопросы и записывают их на доске, после чего по этим вопросам передается содержание рассказа.

Последовательность изложения прочитанного или прослушанного достигается благодаря плану. Итак, начальное понятие учеников о плане следует все время углублять. Работа над планом ведется также на уроках чтения. Надо постепенно подготавливать детей к самостоятельному составлению плана для своих письменных работ. Уже в І классе учитель приучает детей составлять картинный и картинно-словесный план, придумывать заголовки к частям текста и т.п. Во II классе такая работа продлевается на более сложном материале.

Следующий этап - коллективное воспроизведение содержания пересказа. Работа проводится в разных формах.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать