x x
menu

«Буря на черном море». Символ грехопадения и спасения через осознание покаяния

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами

  • Что вам известно о думе как жанр фольклора?
  • Которые бывают думы?
  • С какой целью составлялись народные думы? Кто были их исполнителями?
  • Выскажите свои впечатления после изучения народной думы «Маруся Богуславка».
  • Почему у Маруси возникшая проблема выбора между любовью к родной земле и положением жены турецкого вельможи?

III. объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV. основное содержание урока

1.         Вступительное слово учителя

Каждая нации, каждый народ имеют свои обычаи, которые произведены на протяжении многих столетий и освящены возрастами.

Обычаи - это те неписаные законы, которыми люди руководствуются в наименьших ежедневных и наибольших общенациональных делах. Обычаи, как и язык, составлялись вдоль всего длинной жизни и развития каждого народа.

У всех народов мира существует поверье, что тот, кто забыл обычаи своих родителей, наказывается людьми и Бог. Он блуждает по миру, как блудный сын, и нигде не может найти себе приюта, так как он утерян для своего народа, своей семьи.

Поэтому каждый из вас должен уважать, уважать своих родителей, не сторониться традиций, которые заключились с давних времен.

2.         Обработка идейно-художественного содержания народной думы «Буря на Черном море»

2.1.      Выразительное чтение произведения.

2.2.      Тема: изображение бури на Черном море, в результате какой два родных брать едва не погибли, так как обратились к Господа.

2.3.      Идея: осуждение легкомысленности, чрезмерной гордости, пренебрежительного отношения к родителей, членам семьи, людей.

2.4.      Основная мысль: тех, кто не уважает и не уважает родителей, Господь наказывает.

2.5.      Жанр: социально-бытовая дума.

2.6.      Композиция.

Введение: описание бури и ее последствий.

Основная часть: осмысление тонущих братьев о том, что их наказывает Бог за пренебрежительное отношение к своей семье.

Окончание: помощь Господа братьям, так как они вспомнили отца и матери молитву.

2.7.      Проблематика:

  • родители и дети;
  • важнейшие жизненные ценности;
  • поведение человека в чрезвычайной ситуации.

2.8.      Словарная работа.

2.9.      Мини-дискуссия на тему: «Или всегда грешный человек становится на путь покаяния.

Покаяние

1.         Сознание своей вины; раскаяние, по какому поводу.

2.         Церковь. Название своих грехов священнику; исповедь.

3.         Заст. Церковное наказание верующих - принудительные и подконтрольные молитвы.

Грех

3.         Нарушение религиозно-моральных догм, установок и т.п.

4.         Плохой, непорядочный поступок; какой-то недостаток, ошибка, недосмотр.

5.         В значении слов непорядочно, нехорошо, непозволительно; например, грех тебе такое говорить. Заслужить прощение грехи - признавать свою вину и стараться исправить положение. Тот, кто поднимает правила морали или вообще принятые правила сожительства.

За библейским пересказом - нарушение заветов, данных им Богом, были содеяны первыми людьми (Адамом  и Евой).

2.9. Беседа за вопросами:

  • Что вам известно о буре как естественное явление?
  • Вообразите бурю на Черном море. Опишите ее.
  • Каким расположением духа пронизанное начало произведения?
  • Почему сокол -белозерец «жалобно квилит-проквиляет»?
  • Почему в души описаны начало бури? (На святом небе всё свезши омрачило, Половина месяца во тьму вступило; Изо дна моря сильно волна вставае...)
  • Какого вреда испытали судна казацкие в результате бури? (Судна казацкие -молодецкие на три части разбивает. Первую часть отбивало - В тихий Дунай занокало; Другу часть отбивало - В землю Грабскую На каторгу турецкую занокало; Третью часть отбивало - Да на Черном море затопляло)
  • Каким было поведение братьев во время опасности? (Да они один до одного прилили, Словами проговаривали, Горько рыдали - Прощение помогали, Перед Господом милосердным грехи свои исповедовали)
  • Что вы понимаете под человеческим грехом? Есть ли они у вас? Как вы стараетесь их лишиться?
  • Почему братцы обращались к Господу?
  • Каким было поведение чужеземца, когда он утопал? (Спасения себе неоткуда не имеет, Горько слезами рыдает - Прощение помогает, Перед Господом милосердным Грехи свои исповедует) Опишите его. (Ой между ними третий, чужой - чужеземец, бездельный , безродный и беспомощный утопает...)
  • В чем братья усматривали причину своих страданий?(Сие то отца молитва и материнская. Нас видимо, наказывает. Тоже мы себе пребольшую гордость имели: Против божьих церквей уезжали , шлички из голов не поднимали, На свое лицо креста не клали милосердного творца на помощь не призывали, Да по улицам конями разбивали, Кровь христианскую на сырую землю проливали!)
  • Как в произведении описаны грехи братьев? (То от отца, от матки прощения не принимали Да старую мамочку мы от себя а и стременами отпихивали; Старшего брата у себя за брата не имели; Сестру середульку тщетно пренебрегали, Близкого соседа хлеба и соли избавляли...)
  • Какая отрицательная черта характера осуждается в думе? (Чрезмерная гордость, превосходство, неуважение к членам семьи, окружающих)
  • Как молитва родителей могла перевоспитать их сыновей? (То пусть же мы могли уже знать, Как отцу и матчину молитву чтить-уважать И старшего брата за родного отца иметь, Сестру среднюю чтить-уважать, Близкого соседа у себя за родного брата иметь!)
  • При каких условий помог Господь тонущим братьям? (То как стали словами проговаривать, Отца и матушкину молитву вспоминать)
  • Почему братья сравнивали себя с чужим - чужинцем? (Только нехорошо было, отец и иметь, Чужому -Чужинцу на Черном море утопать и Ему прощения ни от кого принять И на чужбине спасения дать!)
  • Как встретили братья своих сыновей? Простили ли они им пренебрежительное отношение к себе?

3. Дополнительный материал. Народные пословицы.

Добрые дети - родителям венцов, а злые дети - конец. Добрые дети доброго слова послушают, а лихие - и палки не боятся.

Всякой матери свои дети милые.

Горе с детьми, горе и без детей.

От малых детей глава болит, а от больших - сердце.

Умел лениться, умей и кормить.

Отец по- родительски побьет, по- родительски и помилует.

Родной иметь высоко замахнется, а мало-помалу бьет.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

К людям - по уму, к матери - по сердце.

V. Закрепление изученного материала

1. Выполнение тестовых задач.

1. Пичужка, которая сидела на белом камне возле Черного моря: а) чайка; б) орел; в) сокол; г) ворон.

2.         Небо в произведении названо: а) святым; б) безграничным; в) высоким; г) грозным.

3.         Что состоялось на небе перед началом бури? а) Набежали серенькие тучки; б) потемнело и померкли звезды; в)       кое-где начали появляться черные вороны;

г)         посерело, вдали блеснула молния.

4.         На сколько частей волна морская разбивает судна? а) Две; б) три; в) пять; г) семь.

5.         Разбивая судно, волна первую его часть относила: а) к крепости казацкой; б) в тихой Дунай; в) на каменья белое; г) к  степи широкой.

6.         Как в думе описанные разные братья? Они были: а) будто голубки седые; б) пригожие и высокие; в) будто красавцы строй мамочки; г) как петушки красивые.

7.         Залог, в котором находились братья, находясь в море: а) спокойный и уравновешенный; б) веселый и радостный; в)            раздраженный и волнительный;

г) беззаботный и равнодушный.

8.         Брать «прощение помогали», обращаясь у: а) Господа; б) солнца; в) грома небесного; г) моря разгневанного.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать