x x
menu

Воплощение в образе Тараса Бульбы лучших черт запорожского казака

Героическая смерть Тараса. Глава XII Цель: Обобщение материала к образу Тараса Буль-бы; совершенствование навыков составления плана к тексту, навыков работы над текстоло-гическим анализом произведения; работа над выразительным чтением учащихся; воспита-ние уважения к славной истории нашей роди-ны, к ее героям; воспитание культуры связной речи, культуры ответа: логичность, последова-тельность, доказательность, змоциональность; воспитание корректного отношения к ответу товарищей, умения составить отзыв на ответ; формирование умения находить ассоциации между произведениями разных видов искусства.

Наглядность: Иллюстрации к повести Д.

Шмаринова и Е. Ки-брика («Смерть Тараса»), репродукция картины И.

Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турец-кому султану».

 ХОДУРОКА І. АктуализацияОпорныхЗнанийУчащихся

 1. Проверка домашнего задания На доске — 4 плана к главе XII, после чего они рецензируются и корректируются. Одновременно проводится взаимопроверка планов соседями по парте с последующим ОТЗЫВОМ о нем. Чтение цитатньгх планов к главе (дополнительное домашнєє задание). • Какой план выразительнее — обычный или цитатный? Почему?

2. Работа с иллюстрациями Расположить иллюстрации «Степь», «Остап-атаман», «Смерть Андрия», «Казнь Остапа», «Думы Тараса», репродукцию картины И. Репина и придумать к ним общин заголовок. (Свои заголовки для сравнения два—три ученика могут зачитать или же репродук-ции располагают вместе, а заголовок каждый может придумать отдельно).

 3. Выразительное чтение речи о товариществе Уч и т є л ь. Как вы думаєте, для Кого в повести зти зпизоды стали Переломными? Аргументировать Свою точку зрения.

Беседа с злементами текстологического анализа

�Учител��. Мы расстались с Тарасом Бульбой в страшный момент его жизни — на площади в Варшаве, ще он присутствовал при казни сына и ответил ему, поддержав дружеским словом. Браги не смогли обнаружить запорожца, за голову которого была обещана богатая на-града. 1. Где отыскался след Тарасов? 2. Можно ли сказать, что зтот поход на Польшу отличается от преды-дущих?

Почему казаки ничего не брали? (Они справляли «поминки по Остапу») 3. Что предприняло польское правительство для усмирения казаков? 4. Поче��у Тарас Бульба попал в плен? Зачем он вернулся за люлькой? Можно ли зтот поступок назвать нелепым?

5. Почему врагам удалось схватить Тараса и какую придумали ему казнь? 6. О чем думал старый казак перед смертью? Как помог товарищам его совет? 7. Найдите в повести подтверждение тому, что Тарас умирает непобеж-денным. («Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая би пересилила русскую силу?»)

8. К какому еще из героев повес ти можно отнести эти слова? Почему они сказаны именно о Тарасе? Сравните две иллюстрации «Смерть Тараса» авторов Д. Шмаринова и Е. Кибрика. Расскажите о своем впечатле-нии. 9. Что говорили казаки про свое- го атамана? 10. Какой была жизнь Бульбы и его славная кончина? 11. Есть ли в повести упоминание о том, что о Тарасе Бульбе го-ворят как о народном герое?

ІІІ. СловоУчителя — Обратите внимание на дату написання повести — 1842 год. Через 100 лет позт К.Симонов напишет стихотворение «Тарас Бульба» (1942). Как вы думаєте, о чем повествует позт? ТАРАС БУЛЬБА К концу уже близок геройский рассказ. Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас, Прикрученими к дубу стальними цепями. Хрипит волосатая грудь на костре. До грузных плечей добралось ему пламя. Он смотрит туда, где на синем Днепре Гуляет по ветру казацкое знамя. Сквозь пламя и дым куренным он велит Рубиться весь век с басурманскими псами, И ветер степной над огнем шевелит Готовими вспыхнуть седыми усами. Мы вспомним Тараса и песню споем, Как пули свистели в клубящемся прахе, Как троє танкистов сгорели живьем, Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе. Я знаю: Отчизна им силу дала, Им службу Тарасова кровь сослужила.

Я знаю: она в зто время текла В их черных, от пламени вздувшихся жилах. Мы шапки над павшими снимем не раз. С отцами бывало, и с нами бывает... ...Горит над стремниною старый Тарас, И пламя седые усы обвивает. (К. Симонов) Учитель.

Какие строки, по-вашему, здесь самые важные?

 IV.ПодведениеИтоговУрока Подвиг, мужество, бескорыстное служение человека товарищам, родине навсегда остаются в памяти поколений: о Тарасе говорят его бо-евые товарищи, о знаменитом атамане поют бандуристы, его подвиг по-вторяется в следующих поколениях.

V.ДомашнєєЗадание Написать сочинение-миниатюру «О чем говорили казаки, вспоми-ная своего атамана» (с использованием в работе диалогов).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать