Знакомство с былинами

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Знакомство с былинами целесообразнее всего начать с урока внеклассного чтения, на котором будет рассмотрена картина В. Васнецова «Богатыри» и прозвучат отрывки из разных былин. Это поможет ввести детей в поэтическую атмосферу народного эпоса и познакомить с главными его героями — Микулою Селяниновичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Былина о Вольге и Микуле создает монументальный образ богатыря-пахаря. Подобно Илье Муромцу, Микула Селянино-вич — любимый герой народа. Его мирный труд требует не меньше мощи, чем ратные подвиги Ильи. Тяжесть крестьянского труда в былине изображается символически: кленовую сошку Микулы не может вытащить из борозды вся «дружинушка хоробрая» князя Вольги, а

  • Подъехал оратай-оратаюшко
  • На своей кобылке соловенькой
  • Ко этой ко сошке ко кленовоей:
  • Брал-то он сошку одной рукой,
  • Сошку с земельки повыдернул...

Воин, стоящий на страже родины, ее безопасности и спокойствия, пахарь, возделывающий ее землю,— могучие богатыри, представляющие собой, по словам А. М. Горького, «гигантское обобщение жизненного опыта народа». Включение в программу урока былин «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин» имеет целью расширить представления учащихся о русском героическом эпосе, познакомить их с новыми былинными сюжетами и героями. Дети читают дома целиком одну из названных былин (по выбору) и готовят к пересказу ту ее часть, в которой, с их точки зрения, ярче всего проявляется характер богатыря, где рассказывается о наиболее значительном его подвиге. Полученные впечатления будут служить основой для работы по уже знакомой ребятам картине В. Васнецова «Богатыри». Устным рассказом учащихся о том, что на ней изображено, завершается урок. Вопросы, направляющие внимание школьников при подготовке рассказа, сформулированы в учебнике. Естественно, что в V классе это будет не рассказ о картине, который требует большей художественной подготовленности, известного опыта восприятия живописи, знакомства с творчеством художника, это будет рассказ по картине, образы которой оживляются детской фантазией и впечатлениями, полученными при чтении былин. Рассматривая вместе с учителем картину, дети закрепляют умения пользоваться необходимой для рассказа лексикой — названиями предметов воинского снаряжения, конской сбруи, одеяния богатырей и т. д. (кольчуга," рукавицы, сапоги сафьяновые, меч, ножны, копье, палица, колчан, лук и т. д.). Несмотря на внешнюю статичность образов картины опа полна внутренним напряжением, таит в себе завязку, начало близкого, «подступающего» действия — схватки с врагами, жестокой битвы трех богатырей с несметными вражескими полчищами, стремящимися вторгнуться на Русскую землю. Вот об этом и должны рассказать ученики. На дом задается чтение статьи «Народ-сказитель». Первый урок по теме начинается с обсуждения прочитанной дома статьи, в процессе которого уточняется понимание, какие произведения устного народного творчества называются былинами, кто их сочинял, что в них воспевается, каковы любимые герои былин. Тут же разъясняется значение слова «богатырь» (по В.Далю): «Человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый; храбрый и счастливый воин, витязь». Былинному богатырю присуща вся совокупность названных качеств и^признаков. На этом же уроке учитель рассказывает поэтическую «биографию» Ильи Муромца, пользуясь материалами, изложенными выше. Дальше на первом же уроке должна прозвучать сама былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Учитель читает ее, тщательно заранее приготовившись, стараясь в чтении передать ритмическое и интонационно-мелодическое своеобразие русских эпических песен. В тексте былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» в хрестоматии проставлены ударения, которые показывают основные акценты ((ударения) каждой строки, ее опорные ритмические центры. Так как былины исполнялись речитативом («пелись говорком», как пишет В. П. Аникин1), то их стихотворный ритм обусловлен напевом. Былинная строка чаще всего имеет три главных ударения, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца. Четвертое, добавочное ударение падает на самый последний слог и при напеве создается протяжением этого слога. При чтении же окончания былинных стихов воспринимаются как дактилические. Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой строке и разным количеством слогов, не несущих ударений, в междуударных промежутках. Например:

  • То пехотою никто да не прохаживал,
  • И на добром коне никто да не проезживал,
  • Туда серый зверь да не прорыскивал,
  • Птица черный ворон не нролётывал.

Таким образом, былинный стих относится к так называемым ударникам, или акцентным стихам — основному виду свободного стиха. Г. В. Артоболевский пишет: «Такие стихи произносятся так, чтобы от ударения до ударения проходило равное время... Попробуйте произнести эти стихи, отбивая ровно такт,, и вы увидите, что там,, где между ударными слогами много неударных слогов, вам придется неударные слоги произнести быстрее, а в других местах либо растянуть их, либо сделать маленькую паузу, чтобы произнесение ударяемого слога совпало с ударом такта». Эти замечания касаются некоторых особенностей ритма былин и темпа их чтения. Учитель не поет, не сказывает былину, он ее читает. Поэтому ему представляется возможность даже при условии медленного, спокойного, может быть, даже немножко торжественного чтения показать голосом и паузами отдельные композиционные части былины, выразить значительность подвига богатыря интонационным выделением (повышением голоса) того слова, которое особенно важно:

  • ...Он как стал-то эту силушку великую,
  • Стал конём топтать, стал копьём колоть.
  • Ай побил он эту силу всю великую.

Чтение позволяет передать своеобразие диалогов былины. Выразительно прочитанный разговор князя Владимира с Ильей Муромцем разъясняет учащимся суть взаимоотношений стольного князя и крестьянского сына, раскрывает их характеры. Перед чтением надо разъяснить детям, что былина, которую им предстоит прослушать, впервые была записана в конце прошлого века (около ста лет тому назад) на севере со слов крестьянина-сказителя. Ученый — собиратель былин — старался в своей записи сохранить все особенности его исполнения, поэтому мы найдем в былине такие- слова и выражения, которые характерны для северного говора (фонетическая запись: «Али ты идти не хошь, али нести не мошь?», «потыкаешься», «стрелил», «спущал», «откулешний» и др. В былине есть слова, которых уже в современной речи не встретишь: «око со косицею», «терема», «береза покляпая», «князья подколенные». Наконец, многие слова в былине произносятся не так, как они произносились в обыкновенной речи, а так, как этого требовал былинный стих: «А окольноей дорожкой — цела тысяча», «Его добрый конь да богатырскийй», «Ай тут старыя казак да Илья Муромец...»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector