«Зимняя ночь» - настоящий гимн Любови, ведь воспевается союз двух любящих сердец. Этот стих, как известно, посвящен Ольге Ивинской и написан под впечатлением биографического факта: случайной встречи Ольги и Пастернака на даче в Переделкино, когда оба поняли, что не могут жить друг без друга. Правда, Пастернак любил повторять: «В искусстве человек смолкает, и начинает говорить образ», итак, наверное, не следует искать конкретных прототипов этого произведения, а лучше прочитаем этот стих.
Зимняя Ночь.
- Мело, мело по всей земле Во все пределы.
- Свеча горела на столе, Свеча горела.
- Как полетом роем мошкара
- Летит на пламя,
- Слетались хлопья со двора
- К оконной раме.
- Метель лепила на стекле
- Кружки и стрелы.
- Свеча горела на столе, Свеча горела.
- На озаренный потолок Ложились тени,
- Скрещенья рук, скрещенья ног,
- Судьбы скрещенья.
- И падали два башмачка Со стуком на пол,
- И воск слезами с ночника На платье капал.
- И все терялось в снежной мгле, Седой и белой.
- Свеча горела на столе, Свеча горела.
- На свечку дуло из угла,
- И жар соблазна
- Вздымал, как ангел, два крыла
- Крестообразно.
- Мело весь месяц в феврале, И то и дело
- Свеча горела на столе, Свеча горела.
В этом стихе музыкальную и живописную силу изображения объединяет сила слова. Рассмотрим образную картину произведения.
• Какие картины, образы вы представляете, слушая стих? Зима — злая, вражеская человеку. Она перемешала землю и небо, несет холод, тьму, а иногда — смерть, а свечка — тепло, уют, что-то очень человечное.
Зима зла, она свирепствует, навевает страх.
• А что помогает побороть этот страх? Свечка. Сразу забываешь, что творится за окном, исчезает страх.
И не только наш взгляд привлекает свечка, которая горит.
• Чей еще? (Взгляд метели. Ее злит, что маленькая свечка неподвластная ей).
• А теперь давайте представим, что же видит Зима в комнате, заглядывая через окно? (В комнате полумрак, все проникнуто любовью, хотя мы и не видим героев, но ощущаем, что все в комнате переполнено нежностью).
• Что помогает нам ощутить эту нежность, понять, что герои нежно любят друг друга? (Поэт употребляет слово «башмачки», а не «туфельки». В этом есть что-то от сказки - от Золушки).
И любовь должна быть такая же, как в сказке - вечная, большая, сказочная.
• Найдите строчки, из которых понятноо, насколько большой есть любовь наших героев. («На озаренный потолок // Ложились тени». Наверное, не может одна свечка «озарять» потолок. Это делает пламя всепобеждающей любви).
Да, любовь сильная, и она же и беззащитная.
• Не уловили ли вы какие-то тревожные нотки? («На свечку дуло из угла…») (Именно на свечку, как символ любви и покоя. Вихрь старается задуть пламя, окутать весь дом тьмой, стать холодной хозяйкой).
• Что делает нашу тревогу очень реальной, говорит об очень вероятной победе метели? (Свечка плачет, наверное, предвидя судьбы влюбленных. Она тает).
В стихе четыре раза повторяется слово «крест» в разных словесных созданиях: трижды - «скрещенные» и один раз - « крестообразно».
• С чем у нас связан образ креста? (Перекресток судеб; крестный путь; каждый несет свой крест; распятый Христос. Возможно, у этой любви трагическая развязка).
Действительно, образ креста вызывает у нас мысль о неразрывности любви и крестного страдания, о крестном пути человека. Тем более, что известно продолжение этой истории. После написания романа «Доктор Живаго» Пастернак испытал преследования. Его лично не трогали, но в тюрьме оказалась Ольга Ивинская, ближайший ему человек. Пастернак тогда писал: «Ее посадили из-за меня. Чтобы добиться свидетельств против меня. Только ее мужеству я обязан тем, что меня не арестовали, и я имею возможность писать...».
Тем не менее, стих заканчивается оптимистически.
• Что нам позволяет утверждать это? (Последняя строфа — утверждение идеи беспредельности высоких чувств и силы любви, которые не повинуются обстоятельствам, времени и пространства. Хотя «чуть ли весь месяц в феврале», и это уже конец зимы, ожидание весны, победы над холодом. Кроме того, четко очерченные временные границы
«мело» — месяц, а «свеча горела на столе» — вне времени).
Действительно, зло имеет огромную силу, оно безжалостное. И ничто не может погасить пламени свечки. Она горит наперекор всему. Свеча - это духовный ориентир для человечества в нашем жестоком мире. И эту свечку зажег для нас Борис Пастернак.
Замечательные переводы стихов Пастернака есть у нашего земляка, учителя одной из луцких школ, Владимира Васильевича Бича. В сборнике «Автографы друзей» на свободной странице Владимир Бич на мою просьбу написал свой перевод «Зимней ночи», который, как по мне, является одним из наилучших переводов этой поэзии.
«Зимняя ночь» в переводе В. Бича.
Зимняя ночь.
- Мело, мело по всей земле, всюду.
- Огнила свечка на столе Господним чудом.
- Как летом на фонарь мошкара
- Летит без счета,
- Так метель снежная
- Неслась к окнам.
- Химеры чертила на стекле
- Зима-Заблуда.
- Огнила свечка на столе
- Господним чудом.
- Блестел на потолке ход
- Огня и тени,
- Сплетение рук, сплетение ног
- И судеб сплетения.
- И падали со стуком вниз два башмачка,
- На платье бежала восковая
- Слеза со свечки.
- И все терялось во мгле,
- Плыло в никуда.
- Огнила свечка на столе
- Господним чудом.
- Качалось пламя ее,
- И неистовство соблазна,
- Будто ангел, крылья нес свои
- Крестом, как должен был.
- Весь февраль метели злые
- Пугали гудом.
- Но огнила свечка на столе
- Господним чудом.
- (Перевод В. Бича).
В своем стихе, чудесно передав символику и мелодичность оригинала, переводчик высказывает не надежду, а уверенность в том, что любовь, если она настоящая, ничто не может победить. Найдите, пожалуйста, подтверждение моей мысли или опровергните ее. (Переводчик неоднократно называет свечку Господним чудом. Свечка - символ любви, а если она - Господнее чудо, то победить ее не в силах никто и ничто).