x x
menu

Жизнь и творчество Мигеля де Сервантеса Сааведры

Уже во второй половине XVв. в Испании и подвластной с 1580 по 1640 годы Португалии наблюдается подъем буржуазии, рост промышленности и внешней торговли, зарождение капиталистических отношений. Гуманистические идеи, проникшие из Италии, подрывали феодальное мировоззрение. Вместе с тем внутри страны не было единства. Хотя абсолютизм прочно установился в Испании, он не привел к национальному и государственному объединению всей страны, тогда как в других странах Европы абсолютная монархия выступает как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества.

Другая особенность исторического развития Испании в ХVIв заключалась в необычайном притоке золота из Америки. В связи с этим произошла революция цен: резко подорожали все продукты не только в Испании, но и в других странах. Во второй половине XVIв. Испанская промышленность сильно сократилась из-за ввоза продуктов из-за границы. В упадок пришло и сельское хозяйство. Соблазн легкой наживы в колониях или путем военной службы, связанной с грабежом мирного населения, торговых и денежных спекуляций, создавал полчища авантюристов, искателей счастья.

Наибольшая часть богатств колоний доставалась дворянству. Монарха поддерживало лишь среднее дворянство, мелкое дворянство (идальго) занимало двойственную позицию по отношению к абсолютизму. Другой опорой монархии была католическая церковь. Особенно видную роль в Испании ХVI-ХVIIвв. играли иезуитский орден и инквизиция.

Все эти особенности оказали существенное влияние на литературу Испании.

Литература испанского Возрождения отчетливо делится на два периода: раннее Возрождение (1475-1550) и зрелое Возрождение (1550 -первые десятилетия ХVIIв).

Гуманистические идеи в испанской ренессансной литературе находят выражение почти исключительно в поэтических образах, а не в теоретических сочинениях.

Влияние античных и итальянских образцов в Испании было гораздо менее значительно, чем по Франции или в Англии. Испанской литературе свойственны мужественность, строгость, трезвость, большая конкретность образов и выражений, восходящие к средневековой испанской традиции. Кроме того, в испанской литературе нашли яркое отражение религиозные мотивы.

Нигде в литературе XVI-ХVIIвв. религиозная тематика не занимает такого видного места, как в Испании. Величайшие драматурги (Лопе де Вега. Кальдерон) наряду со светскими пьесами пишут пьесы религиозные, драматизированные легенды и житии святых. Очень часто "религиозность" имела чисто внешний характер и сводилась лишь к соблюдению обрядов. Размах политических и военных предприятий, обилие новых впечатлений нашли свое отражение в испанской литературе XVI-XVII.вв., которой свойственна большая динамика, страстность и богатая фантазия

Из всех видов ренессансной литературы в Испании наименее замечательна лирика. В этой области почти нельзя назвать имен, которые имели бы общеевропейское значение.

В Испании этой поры наблюдается более богатое, чем в какой-либо другой стране, развитие романа. Из жанров романа, разрабатывавшихся в Испании, старейшим является роман ренессансно-рыцарский. Читатели находили в фантастических подвигах героев прообразы современных им мореплавателей и конкистадоров.

Романы эти имели в Испании необычайный успех. Ими зачитывались все - от крупных вельмож до ремесленников и лакеев.

Успех этих жанров длился до самого конца XVIв. Когда государственная политика Испании обанкротилась, жизнерадостность ренессанских настроений сменилась глубоким разочарованием: в новых условиях наивный оптимизм рыцарских романов становится неуместным. Их исчезновению из литературы немало способствовала также гениальная сатира Сервантеса. Следует заметить, что Сервантес восстал не против рыцарских, романов вообще, а только против их нелепой фантастики и отсутствия в них правдивого изображения человеческих чувств.

Сервантес родился в городе Алькала де Энарес. Он принадлежал к идальгии и был сыном бедного лекаря. Хорошего образования он не получил из за недостатков средств, но университет все же окончил. В 21 год он потупил на службу к панскому послу в Испании, кардиналу Аквавиве. Вместе с кардиналом Сервантес поехал в Италию, после смерти кардинала поступил в испанскую армию, действовавшую в Италии, был зачислен во флот и принял участие в битье при Лепанто (1571). Гам он храбро сражался и получил увечье руки.

В 1575 году, возвращаясь в Испанию, корабль, на котором плыл Сервантес, подвергся нападению алжирские корсаров. Сервантес попал в плен. В Алжире он томился пять лет, многократно устраивая заговоры и побеги. Родственники и друзья выкупили его из неволи. Семья его была разорена, ив поисках заработка Сервантес пишет пьесы для театра, различные стихотворения и работает над "Галагеей" (1585г.). В эго время Сервантес женится. Из-за постоянной нехватки денег он устраивается сначала сборщиком зерна для армии, затем сборщиком недоимок. Все это закончилось для него плачевно. Доверив казенные деньги одному банкиру, который с ними сбежал, Сервантес в 1597г. попадает в долговую тюрьму. Через пять лег он снова попадает в тюрьму но обвинению в денежных злоключениях.

Последние 13 лет жизни Сервантес провел в большой нужде. Тем не менее это был период высшего расцвета его творчества. В 1605 году вышла к свет первая часть романа" Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский", задуманного писателем во время второго заключения

Появление в 1614 году поддельного продолжения "Дон Кихота" побудило Сервантеса ускорить окончание своего романа, и в 1615 году вышла в свет вторая его часть

"Дон Кихот" - на это ясно указывает автор в прологе к первой части романа и в заключительных строках его - был задуман прежде всего как пародия на рыцарские романы. Дон Кихот, бедный провинциальный идальго, сведенный с ума чтением рыцарских романов и решивший восстановить древние традиции рыцарства, подобно героям рыцарских романов, выезжает на подвиг в честь своей воображаемой ""дамы" для зашиты обиженных и угнетенных в этом мире.

Свою даму, скотницу Альдонсу Лоренсо он нарекает именем Дульсинеи Тобосской. Его конь с громкой кличкой Россинант - облезлая жалкая кляча. Одет он весьма экстравагантно - на голове медный таз цирюльника, его доспехи - ржавые обломки вооружения его предков, его оруженосец - хитрый и грубоватый местный крестьянин, соблазнившийся перспективой быстрого обогащения. Точно так же пародируются в романе все рыцарские обряды и обычаи: церемония посвящения в рыцари, детали "рыцарского служения даме" и т.п.

Все подвиги, совершаемые Дон-Кихотом для восстановления справедливости на земле, приводят к совершенно противоположным результатам: пастушок, за которого вступился Дон-Кихот, после его отъезда, подвергся еще более жестокий наказаниям, каторжники, освобождаемые им, разбегаются и т.п.

Дон Кихота бьют, проклинают, издеваются. И в довершение позора его топчет стадо свиней. Наконец, измученный морально и физически, рыцарь Печального образа возвращается к себе домой и там, тяжело заболев перед смертью прозревает: он снова становится Алонсо Кихана, прорванного за свои поступки Добрым, отрекается от рыцарских бредней и составляет завещание в пользу племянницы. В завещании он оговаривает пункт, что племянница лишится наследства, если выйдет замуж за человека, любящего читать рыцарские романы.

В своем романе Сервантес предал осмеянию не только рыцарские романы как литературный жанр, но и саму идею рыцарства Сервантес осуждает не самого Дон-Кихота, доброго, благородного и рассудительного человека, а те бредовые рыцарские идеи, которые овладели воо6ражением бедного идальго. В своих авантюрах Дон Кихот не только постоянно терпит неудачи, но и сеет вокруг себя разрушения. Его безумие опасно тем, что оно заразительно. Это показано на примере Санчо Пансы.

Высмеивая Дон Кихота, Сервантес вместе с тем полон глубокого сочувствия к нему. Средства, применяемые героем, нелепы, но цель его высока. Сервантес всячески подчеркивает высокие нравственные качества., бескорыстие, великодушие Дон Кихота, его искреннее желание принести человечеству пользу.

Дополнением к образу Дон Кихота является образ Санчо Пансы. В противоположность своему хозяину, Санчо Панса больше всего любил поспать и поесть, он весь в настоящем, в то время как Дон-Кихот весь в мечте о прошлом, которое он хочет оживить. И в то же время между этими двумя образами глубокое сходство, делающее их сыновьями одного народа.

Роман Сервантеса глубоко народен. Писатель вдумчиво и сочувственно изображает в романе народную жизнь. Язык романа реалистический, ясный, красочный, богатый оттенками. Сервантес гениально уловил основные тенденции и проблемы своей эпохи. ''Дон Кихот" стал для будущих поколений мыслителей и писателей образцом противопоставления идеала и "низменной действительности". Разрушая старый рыцарский роман, Сервантес вместе с тем закладывает основы нового типа романа, который был понят по-настоящему лишь в ХVIII и особенно в ХIХв., когда стала возможной более высокая форма реализма.

Жизненный пучь Сервантеса близился к концу. Несмотря на известность, его мучили нищета и неопределенность будущего. 23 апреля 1616 года писатель скончался в нужде, угнетаемый  заботами и страхом за будущее близких.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать