x x
menu

Художественная проза Германии 50-х годов ХХ века

Как и другие литературные жанры, художественная проза Германии переживала свое становление в теснейшей связи с революционными общественными преобразованиями, совершавшимися в период перехода от капитализма к социализму. Способность художественной прозы изображать человеческие судьбы как переплетение общественного и личного, способность раскрывать социальную сущность явлений вначале использовалась прежде всего для того, чтобы воспитать в читателях прогрессивное историческое сознание. Для первых послевоенных лет было характерно, что такие социалистические писатели, как Иоганнес Р. Бехер, Фридрих Вольф и Вилли Бредель, наряду с неустанной политической и организаторской работой активно участвовали в процессе демократического перевоспитания, прибегая для этого в первую очередь к публицистическим средствам. Речи и статьи Бехера и Вольфа находили широкую аудиторию. Важную роль сыграла книга Александра Абуша «Ложный путь нации», вышедшая в 1948 году. Эта работа поддерживалась другими демократически настроенными писателями. Молодые люди, которым пришлось участвовать в войне, развеявшей их иллюзии, рассказывали о своей судьбе в книгах, в которых происходил их расчет с фашизмом и войной. Большое значение имели такие достоверные, порой почти документальные повествования о войне и фашизме, как «Мемориал» (1947) Гюнтера Вайзенборна, «Сталинград» (1945) Теодора Пливье или «Конец Берлина» (1947) Хайнца Рейна.

В критическом и реалистическом анализе позиции той или иной личности во времена фашизма видели Бернгард Келлерман и Ганс Фаллада, после освобождения Германии посвятившие свое творчество делу демократического строительства, темы для новой немецкой литературы, о чем свидетельствовали их романы «Пляска смерти» (1948) и «Каждый умирает в одиночку» (1947). Неотъемлемой частью молодой литературы Германии стали и исторические романы Лиона Фейхтвангера.

Три романа «революционной трилогии» - «Лисы в винограднике» (1947), «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1951), «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (1952) - рисуют картину исторического прогресса, в которой доминирующую роль играют народные массы, а кроме того, всесторонне рассматриваются взаимосвязи искусства и народа, революционной идеи и исторического деяния. Движущей силой общества, подчеркивал Фейхтвангер, является «сила разума». Если роман «Лисы в винограднике» посвящен американской Войне за независимость, поддерживаемой некоторыми кругами предреволюционной Франции в 1776-1778 годах, то роман о Гойе изображает тот период жизни великого испанского художника, который был особенно насыщен духовными и социальными конфликтами. «Тяжкий путь познания», по которому приходится пройти Гойе, ведет его от связей с придворной камарильей к глубинным, социальным истокам его творчества - к народу и жизненным интересам народа. Наконец, «Мудрость чудака» повествует о судьбе молодого аристократа, который в 1778 году становится приверженцем Руссо, а во время Великой французской революции - якобинцем, и о силе прогрессивных идей, непосредственно сливающейся с борьбой трудящихся масс.

Определяющее влияние на молодую литературу Германии оказали такие прозаики, как Г. Мархвица, В. Бредель, А. Зегерс, Б. Узе, Л. Ренн и А. Цвейг. Используя свой богатый политический и литературный опыт, они создавали романы и повести, в которых изображались правильные и ложные пути немецкой истории - изображались под углом зрения того нового исторического поворота, который начался в судьбе немецкого народа. Отправным моментом своих произведений эти писатели вновь и вновь делали неизбежность главного человеческого и политического выбора, освобождение личности, опирающейся на силы пролетариата и всего народа. При этом их творчество во все большей мере откликалось на современные преобразования в обществе и сознании людей. Именно эти писатели определяли для молодых авторов критерии их литературной работы, помогали им воплотить в их произведениях особенности мировосприятия своего поколения. Тем самым началось преодоление унаследованного от капитализма разделения между высокой литературой для элиты и массовой литературой, отличавшейся невысокими художественными достоинствами, преодолевалось и отсутствие подлинного внимания к художественной литературе для детей и юношества.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать