Цель: определить роль художественной литературы как искусства слова; вида искусства; уметь отличать художественное творчество от других видов деятельности человека; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память; обогащать словарный запас учеников; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать у учеников чувства уважения, почета к разным видам искусства, в частности к книге; прививать познавательный интерес к последствиям собственной работы.
тип урока: комбинированный.
Оборудование: выставка экспонатов разных видов искусства, библиотека произведений разных художественных литературных жанров.
- Слово - это тончайший резец...
- Уметь пользоваться им - большое искусство.
- В. Сухомлинский
- Кто много читает, тот много знает.
- Народная пословица.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление плана урока
III. Проверка домашней задачи
Ученики зачитывают подобранные высказывания, поговорки, пословицы о слове, потом анализируют их. В результате этой работы школьники высказывают собственные мысли, чувство, наблюдения; проверяется их эрудированность, умение грамотно и интересно построить рассказ.
IV. Актуализация опорных знаний в форме беседы по вопросам
- Что вы понимаете под искусством? (Искусство - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному).
- Почему человек стремится окружить себя любимым искусством?
- Какая роль искусства в формировании человека?
- Можно ли определить по любимому виду искусства человека его вкус?
V. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности
VI. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Вступительное слово учителя. Задумывались ли вы, для чего существует искусство? Кто является его творцами? Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя. Каждый народ, который играл роль в истории, каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим. А можно ли считать художественную литературу искусством слова? Почему? Давайте подумаем. С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущениях, внутреннем мире, верованиях; описывается природа. Книга - это мудрый, наивернейший из источников предмет. Она существует всегда в жизни человека и помогает ему.
2. Художественная литература как искусство слова. Литература происходит от латинского литера - буква. Прямое значение этого слова - то, что написано буквами. Литература - это то, что создано писателями и записано на бумаге. Какие вы знаете жанры художественной литературы? (Сказки, рассказ, басни, повести...) Книга - это казна человеческих знаний.
Запись в тетради: Книга - это гениальное произведение человеческого ума, она расширяет наш кругозор, духовно обогащает человека. В ней - мудрость поколений, чувство людей, их сокровенные мечты. Поэтому каждый человек, который заботится о повышении своей культуры, должен общаться с книгой.
Красивая книга - временами наилучший твой наставник. Каждый писатель, начиная работать над произведением, изучает окружающую действительность, обдумывает увиденное и услышанное, определяет что важное, характерное, а что случайное, второстепенное. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.
Художественная литература - вид искусства, которое отображает действительность средствами слова в образной письменной форме. Писатель рисует картины жизни образно, с помощью творческого воображения; литературные произведения мы воспринимаем чувством, сердцем. Например, вы видите на небе тучу - это предмет природы. Когда же художник изобразит ее на картине или поэт напишет:
- Тучка в небе голубом
- Плывет, как мечта, одиноко...
- (А. Малышко)
И это будет также образ тучки - живописный и литературный.
3. Виды искусства.
Искусство распределяют на два вида:
- тонические (поэзия, музыка);
- образные (архитектура, скульптура, живопись с ее областями).
К обоим видам принадлежит сценическое, ораторское и хореографическое искусство. Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущими лишь ему средствами и на соответствующем материале:
а) в изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек, точек, пятен, красками разных цветов на полотно, бумага, доску;
б) скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, мраморе;
в) музыкальный - соединением звуков разной высоты, силы, тембра.
- Какой же вид искусства, по вашему мнению, является самым совершенным? Почему?
- Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.
4. Обсуждение пословиц о книгах.
Какие вы знаете пословицы, где отмечается важная роль книги? Предлагаем проанализировать содержание следующих пословиц:
- Книга учит, как на свете жить.
- Дом без книги - день без солнца.
- Купишь хорошую книгу - приобретешь умного друга.
- Солнце освещает человеку путь, книжка дает ему крылья.
VII. Закрепление обработанного учебного материала
Беседа по вопросам, которые ученики ставят друг другу:
- Что мы понимаем под искусством? Каково его назначение?
- Какая роль искусства слова?
- Как художественная литература связана с другими видами искусства?
VIII. Итог урока
Благодаря книге мы переносимся в другие эпохи, углубляемся в судьбу героев произведений, вместе с ними радуемся и грустим, преодолеваем тягчайшие испытания. Книга воспитывает у нас любовь к родному краю, уважение к другим народам, интерес к их культуре; обучает родному языку, раскрывает красоту поэтического слова. Она учит быть честными, трудолюбивыми, добрыми.
IX. Определение уровня учебных достижений учеников
X. Домашняя задача Прочитать мифы и легенды нашего народа, уметь выразительно их пересказывать.