Хлебников Велемир Владимирович

Дата рождения - - 1885 Дата смерти - - 1922 Велимир Хлебников (в ряде прижизненных изданий Велемир, Velimir; настоящее имя — Виктор Владимирович Хлебников; 1885—1922) — русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и "зауми". Биография Ранние годы (1885—1898) Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, КалмыкияОтец — Владимир Алексеевич Хлебников — был попечителем улуса, учёным-орнитологом, мать — Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая), историк по образованию, двоюродная сестра народовольца Александра Михайлова. Виктор был третьим ребёнком в семье (впоследствии у его родителей родилось ещё двое детей). О месте своего рождения Хлебников впоследствии писал: "Родился... в стане монгольских исповедующих Будду кочевников... в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря".

По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода — его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани. Хлебников также отмечал, что в нём есть часть армянской и запорожской крови. Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: в 1891 году отец семейства был переведён в Волынскую губернию, в 1895 — в Симбирскую. Здесь же, в Симбирске, Виктор начинает свою учёбу в гимназии. Казань (1898—1908) В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Через пять лет он окончил курс гимназии, осенью 1903 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета.

В ноябре того же года после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме. В феврале 1904 года Виктор подаёт прошение об увольнении из числа студентов университета. Летом этого же года подаёт прошение о зачислении на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, где и продолжает обучение. К 1904 году относятся первые известные литературные опыты Хлебникова, он даже пытается опубликовать пьесу "Елена Гордячкина", послав её в издательство "Знание" Максиму Горькому, но безуспешно. В 1904—1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей по орнитологии. Тогда же Хлебников пытался самостоятельно начать изучение японского языка, пытаясь найти в нём особые формы выразительности, и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.

Русско-японская война и произошедшее в ходе неё Цусимское сражение оказали большое влияние на Хлебникова и побудили его начать поиски "основного закона времени", пытаться найти оправдание смертям[2]. Впоследствии Хлебников писал: "Мы бросились в будущее с 1905 года". Принятый в декабре 1906 в Общество естествоиспытателей Казанского университета на правах члена-сотрудника и издавший статью об открытии во время одной из экспедиций нового вида кукушки, Хлебников уже после 1906 года практически перестал уделять внимание как орнитологии, так и занятиям в университете, сосредоточившись на литературе. Примерно в это время он пишет масштабное прозаическое произведение "Еня Воейков", которое осталось незаконченным, но явилось важным этапом творческого становления Хлебникова. Кроме того, в этот период им было написано большое количество стихотворений. Начался "словотворческий" период в творчестве Хлебникова[3].

В марте 1908 года Хлебников решился послать свои стихи поэту-символисту Вячеславу Иванову, чья статья "О весёлом ремесле и умном веселии", опубликованная в 1907 в журнале "Золотое руно" произвела на него большое впечатление. Весной 1908 года в Судаке состоялось и личное знакомство. Попавший под влияние Иванова Хлебников в этот период написал около сотни стихотворений и пьесу "Таинство дальних", полную аллюзий на античную мифологию. В этих произведениях прослеживается влияние символизма[1]. В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой. Хлебников в кругу символистов (1908—1909) В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь.

В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. Увлечение языческой Русью и народным русским языком способствовало особенному сближению с Ремизовым. Квартира Ремизова стала первым литературным домом, где стал появляться Хлебников.

Славянская тема же нашла отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В частности, в пьесе "Снежимочка" в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных Хлебниковым языческих божеств, таких как снезини, смехини, Березомир, Древолюд и другие. Это было прямым продолжением начатой символистами тенденции возобновления интереса к мифам: в те же годы выходят в свет стихи Александра Блока на тему России, книги Ремизова "Лимонарь" и "Посолонь", а также поэтические сборники Городецкого "Ярь" и "Перун" — все эти произведения были так или иначе связаны со славянской мифологией.

Вячеслав Иванов в те годы писал: "Оживление интереса к мифу — одна из отличительных черт новейшей нашей поэзии". К этому времени относится кратковременное увлечение Хлебникова идеей воинственного панславизма. 16 (29) октября 1908 в петербургской газете "Вечер" было напечатано анонимное "Воззвание учащихся славян", написанное Хлебниковым. "Воззвание..." призывало к вооружённой борьбе за свободу славянских народов Восточной Европы.

Появление его было связано с "Боснийским кризисом"; тем не менее, уже в конце ноября того же года Хлебников отошёл от принципов, заявленных в "Воззвании"[4]. В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала "Весна", и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере "Весны" появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе "Искушение грешника": Эпиграф - ...И были многие и многия: и были враны с голосом: "смерть!" и крыльями ночей, и правдоцветиковый папоротник, и врема-тая избушка, и лицо старушонки в кичке вечности, и злой пес на цепи дней, с языком мысли, и тропа, по которой бегают сутки и на которой отпечатлелись следы дня, вечера и утра... и стояла ограда из времового тесу, и скорбеветвенный страдняк ник над водой, и было озеро, где вместо камня было время, а вместо камышей шумели времыши. Большую часть 1909 года (вплоть до августа, с небольшим перерывом в мае) поэт провёл в Святошине — пригороде Киева, где жили его родственники — семья Варвары Николаевны Рябчевской (ВербицкойС ними у Хлебникова установились близкие отношения, а в дочь Марию Рябчевскую, дочь Варвары Николаевны, он был некоторое время влюблён и посвятил ей несколько стихотворений. В апреле 1909 года начала работу "Академия стиха" на "башне" Вячеслава Иванова. "Башней" называлась квартира Иванова, находившаяся на последнем этаже дома 25 по Таврической улице, с круглой угловой комнатой.

Её посещал и Хлебников в конце мая 1909 и после возвращения из Святошина. Вообще в этот период Хлебников пишет немного, однако именно к лету 1909 относится посвящённая Вячеславу Иванову поэма или рассказ (исследователи творчества Хлебникова затрудняются определить, чем является это произведение) "Зверинец": Эпиграф - О, Сад, Сад!

Эпиграф - Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья, и останавливающему кровопролитную схватку. Эпиграф - Где немцы ходят пить пиво.

Эпиграф - А красотки продавать тело. Эпиграф - Где орлы сидят подобны вечности, означенной сегодняшним, еще лишенным вечера, днем. Эпиграф - Где верблюд, чей высокий горб лишен всадника, знает разгадку буддизма и затаил ужимку Китая. Эпиграф - Где олень лишь испуг, цветущий широким камнем.

Эпиграф - Где наряды людей баскующие. Эпиграф - Где люди ходят насупившись и сумные. Эпиграф - А немцы цветут здоровьем. Эпиграф - Где черный взор лебедя, который весь подобен зиме, а черно-желтый клюв — осенней рощице, — немного осторожен и недоверчив для него самого... В сентябре Хлебников подал прошение о переведении его на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, но, передумав, изменил свой выбор на историко-филологический факультет славяно-русского отделения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент