x x
menu

Характеристика образа мужа Катерины, молодого Кабанова

Муж Катерины, молодой Кабанов, хоть и много терпит от  старой Кабанихи, но все же он независимее: он может и к Савелу Прокофьичу выпить сбегать, он и в Москву съездит от   матери и там развернется на воле, а коли плохо ему уж очень   придется от старухи, так есть на ком вылить свое сердце - он на жену  вскинется... Так и живет себе и воспитывает свой характер, ни  на что не годный, все в тайной надежде, что вырвется   как-нибудь на волю. Жене его нет никакой надежды, никакой отрады,  передышаться ей нельзя; если может, то пусть живет без   дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется  от своей природы и сольется с капризным деспотизмом старой  Кабанихи.

Но вольный воздух и свет, вопреки всем   предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью   Катерины, она чувствует возможность удовлетворить естественной  жажде своей души и не может долее оставаться неподвижною:  она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом  порыве. Что ей смерть? Все равно - она же считает жизнью и то  прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых.  Такова основа всех действий характера, изображенного в   «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных теорий и пафосов,   потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечет  человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой   способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности  требований организма, на выработке всей натуры человека. 

Прежде всего, вас поражает необыкновенная своеобразность  этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит  как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и  затем срастается с ним органически. Это мы видим, например, в  простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о  жизни в доме у матери. Оказывается, что воспитание и молодая  жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у  Кабановых; ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали  рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с  богомолками и сами молились... Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: «Да ведь и у нас то же  самое». Но разница определяется Катериною очень быстро в пяти  словах: «Да здесь все как будто из-под неволи!»

И дальнейший  разговор показывает, что во всей этой внешности, которая так   обыденна у нас повсюду, Катерина умела находить свой особенный  смысл, применять ее к своим потребностям и стремлениям, пока  не налегла на нее тяжелая рука Кабанихи. Катерина вовсе не   принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим  разрушать во что бы то ни стало...

Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она  старается все осмыслить и облагородить в своем воображении...

Всякий внешний диссонанс она старается согласить с   гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих  внутренних сил. Грубые, суеверные рассказы и бессмысленные  бредни странниц превращаются у ней в золотые, поэтические сны  воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Бедны ее образы,  потому что материалы, представляемые ей действительностью, так  однообразны; но и с этими скудными средствами ее воображение  работает неутомимо и уносит ее в новый мир, тихий и светлый.

Не  обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там  поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения, для нее  служба кончается неприметно, как будто в одну секунду. Ее   занимают деревья, странно нарисованные на образах, и она воображает  себе целую страну садов, где все такие деревья и все это цветет,  благоухает, все полно райского пения. А то увидит она в   солнечный день, как «из купола светлый такой столб вниз идет и в этом  столбе ходит дым, точно облака», - и вот она уже видит, «будто  ангелы в этом столбе летают и поют». Иногда представится ей, -  отчего бы и ей не летать? И когда на горе стоит, то так ее и тянет  лететь: вот так бы разбежалась, подняла руки, да и полетела. Она  странная, сумасбродная с точки зрения окружающих; но это   потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и   наклонностей.

Вся разница в том, что у Катерины, как личности  непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без  отчетливого сознания, а у людей развитых теоретически и сильных  умом главную роль играет логика и анализ.

В сухой,   однообразной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях   окружающей среды она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее  естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству,  счастью. В разговорах странниц, в земных поклонах и   причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему   постоянно стремилось ее сердце.

На основании их она строила себе свой  идеальный мир, без страстей, без нужды, без горя, мир, весь   посвященный добру и наслажденью. Но в чем настоящее добро и  истинное наслаждение для человека, она не могла определить себе;  вот отчего эти внезапные порывы каких-то безотчетных, неясных  стремлений, о которых она вспоминает: «Иной раз, бывало, рано  утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, - упаду на   колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу;  так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила - не  знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно».

Бедная девочка, не получившая широкого теоретического   образования, не знающая всего, что на свете делается, не понимающая   хорошенько даже своих собственных потребностей, не может,   разумеется, дать себе отчета в том, что ей нужно. Покамест она живет  у матери, на полной свободе, без всякой житейской заботы, пока  еще не обозначились в ней потребности и страсти взрослого   человека, она не умеет даже отличить своих собственных мечтаний,  своего внутреннего мира - от внешних впечатлений.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать