Выразительное чтение интереснейших эпизодов произведения В. Нестайко «Тореадоры из Васюковки»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: совершенствовать умение и навыки учеников выразительного чтения, в частности текста прозаического и юмористического произведения (В. Нестайко «Тореадоры из Васюковки»); повторить особенности выразительного чтения, важность в восприятии идейного содержания произведения, характеристики его персонажей; развивать умение выразительно читать, придерживаясь всех требований такой работы; обогащать словарный запас учеников; формировать эстетичные вкусы; воспитывать почтительное отношение к художественному слову, его творцам; развивать интерес к учебной деятельности, следствиям собственной работы.

Тип урока: применение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет В. Нестайко, текст произведения писателя «Тореадоры из Васюковки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Что вы понимаете под выразительностью чтения? (Выразительное чтение - это искусство воспроизведения в живом слове мыслей, чувств, настроений, переживаний, которыми насыщено художественное произведение).

• Назовите средства выразительного чтения. (Техника чтения, логическое ударение, паузы, восприятие-понимание; видение и реакция; отношение чтеца к произведению; цель чтения и интонация, связь с аудиторией.) Каким образом нужно их использовать во время выполнения того или иного художественного произведения?

• Какие навыки надо иметь и о чем необходимо знать чтецу? (Об образном мышлении и эмоциональной возбуждаемости; способность переключаться с одного психологического состояния в другое; умение владеть собой и слушателем, а также техникой речи; знание законов музыки языка).

• В чем заключаются особенности техники чтения? (Дыхание, голос и его сила, тембр, темп).

• Какое значение отводится во время чтения логическому ударению.

• Почему очень важно во время чтения художественного произведения придерживаться пауз? Какие виды пауз вам известны? (Грамматическая, логическая, логико-грамматическая, ритмическая, психологическая).

• Для чего исполнитель во время чтения должен учитывать интонацию?

• При каких условиях выполнения любого произведения будет интересным? (Когда чтец свои чувства убеждения будет стремиться нести конкретной аудитории).

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

...ощущение красивого и художественного не определишь в сухой формуле. Они нуждаются в чувстве, практике, опыте, собственной любознательности и времени.

К. Станиславский.

Научить ребенка выразительно читать произведение - значит дать ему в руки ключ к познанию и осмыслению красоты и содержания художественного слова.

Б. Буяльский.

1. Особенности выразительного чтения прозаического произведения.

Выразительное чтение прозаического текста называют «рассказом», «рассказыванием». Это приводит к терминологической путанице, когда точное воспроизведение авторского текста смешивают с его свободной передачей.

Само собой понятно, что прежде чем начитывать текст, готовясь к декламации, необходимо постичь его идейный смысл. Надо иметь четкое воображение об эпохе, которая изображена в произведении, об идейной позиции автора, его симпатии и антипатии, о том, как взгляды автора, его отношение к явлениям, событий и разных категорий людей выкристаллизовались в произведении, в которые формы они вылились. Кому из героев своего произведения автор симпатизирует, к кому относится скептически, кого выставляет на посмешище, кого клеймит, позорит? Всегда ли равный автор в отношении к герою, или все в нем он принимает? За что осуждает, за что хвалит своих героев автор? Каково мое (исполнителя) отношение к автору, к каждому из героев его произведения? Что я принимаю у автора? С чем согласиться не могу?

Надо внутренним зрением своим видеть изображенную автором картину во всех ее деталях. Если она описана подробно, достаточно лишь вдумчиво проанализировать текст; если она схвачена скупыми штрихами, ее надо дорисовать в своем воображении, нафантазировать картинку.

Необходимо учесть, от кого идет рассказ: от автора или от кого-то из героев. Декламатору приходится уподобляться в роль того лица, от которого он читает. Это дает возможность лучше воссоздать чувство, настроение, но никак не означает, что надо играть роль автора или героя, перевоплотиться в них, сценическая игра в чтение прозы может вызвать у слушателя ощущения неестественности.

Если рассказ ведется от лица героя, надо постичь, как к нему относится автор. Если об одном герое рассказывает другой, учитываем отношение автора к обоим героям и определяем свое отношение к ним и к авторской характеристике их. Здесь имеем в виду, что наше толкование поступков героя может не совпадать с авторским. И свое толкование, поскольку оно не противоречит тексту, - не только право, но и обязанность исполнителя.

Есть также такие места в тексте, которые требуют чтения наизусть, а есть такие, что просятся быть прочитанными из книги.

Процесс выразительного чтения прозаических произведений заставляет чтеца входить в мир мыслей и чувств автора настолько глубоко, что они на время выполнения становятся будто его собственными. Чтец повествует о том, что его больше всего взволновало.

Педагог, уча детей выразительного чтения, старается приблизить их исполнительскую интонацию к устной, повествовательной, чтобы достичь непосредственности и непринужденности.

2. Выразительное чтение отрывков из трилогии  В. Нестайко «Тореадоры из Васюковки».

2.1. Беседа с вопросами:

• От чего зависит темп чтения? (От развития событий и явлений, чувств и настроений героев. Он может изменяться много раз).

• Какой будет выразительность чтения юмористического произведения?

• Как необходимо читать произведение В. Нестайко, чтобы смех не препятствовал восприятию его выразительности?

• Симпатизирует ли автор любому герою собственного произведения, или, наоборот, относится скептически? Отвечая, ссылайтесь на содержание произведения.

• Все ли мы воспринимаем в героях произведения «Тореадоры из Васюковки» так, как это старается отобразить автор?

• Как вы относитесь к В. Нестайко и героев его произведения?

2.2. Чтение интереснейших эпизодов произведения с ролями. Во время чтения обращается внимание на выразительность (соблюдение техники чтения (дыхание, голос, тембр), логического ударения, темпа, логической мелодии, паузы, произношения, интонации и т.п.).

2.3. Обработка задач.

1) Найдите место в художественном произведении, где темп чтения разный (медленный, средний, быстрый).

2) Прочитайте отрывок из приключенческого произведения, а именно: из раздела «Метро под свинарником. Тореадоры из Васюковки. Собакевич» от слов «У нас была прекрасная, благородная идея...», заканчивая словами «Ох и ругался!». Охарактеризуйте его интонацию, темп, укажите паузы, логические ударения.

3) Какая роль темпа отрывка из раздела, в котором Павлуша рассказывает, как он подружился с Явой от слов «И здесь, как из-под земли, появился Ява», заканчивая словами: «...а дед Салимон ловил».

4) Докажите, что логическая мелодия фразы в значительной мере определяется разделительными знаками на примере отрывка из раздела «е», - сказали мы с Явой» от слов: «Трудно было и с другими главными ролями», заканчивая «Не было бы пьесы».

5) Расставьте логическое ударение и укажите паузы в последнем абзаце раздела «е», - сказали мы с Явой».

2.4. Работа с учебником.

Обработка статьи о выразительном чтении.

V. Итог урока.

Беседа с вопросами:

• Чем отличается выразительность в чтении прозаического произведения от поэтического?

• Для чего во время чтения произведения необходимо придерживаться выразительности его выполнения?

• Как выразительность в чтении влияет на поведение исполнителя, черты его характера, мировоззрение, кругозор?

• Каким образом выразительное чтение связано с другими видами искусства?

VI. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VII. Домашняя задача.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector