x x
menu

Возврат к социальной действительности: Мартин Шперр и Франц Ксавер Крёц

Во второй половине 60-х годов выросло новое поколение молодых драматургов: М. Шперр, Р. В. Фасбиндер, Ф. К. Крёц, а также Г. Рейнхаген - позже к ним примкнули Г. Хенкель и Г. Келлинг - стали обращаться к социальной действительности сельских, мелкобуржуазных и пролетарских слоев. Произведения Шперра, Фасбиндера и прежде всего Крёца создавались под влиянием вновь открытых пьес Марии Луизы Фляйсер.

Мартин Шперр (род. в 1944 г.) в пьесе «Охотничьи сцены из Нижней Баварии» (премьера состоялась в 1966 г.), первой части баварской трилогии, которая ведет от архаичной деревни и мелкобуржуазного провинциального городка («Ландсхутские рассказы», премьера - в 1967 г.) в Мюнхен («Мюнхенская свобода», премьера - в 1971 г.), обнажил социальные механизмы, определяющие суть повседневных отношений с аутсайдерами. С реалистичной меткостью разоблачает он отношения социальной зависимости в баварской деревне, которые порождают жестокие антигуманные эмоции.

В «Ландсхутских рассказах» Шперр касается больших социальных вопросов: на примере конкурентной борьбы двух баварских строительных подрядчиков показано извращение человеческих отношений, осложненных к тому же еще и фашистской идеологией. В «Мюнхенской свободе» вскрыта взаимосвязь интересов бизнесменов и продажных политиков, с одной стороны, и судьбы плана оздоровления атмосферы одного города - с другой. В поставленной в 1970 году пьесе «Коралл Майера» Мартин Шперр показывает, что мелкобуржуазная среда - вполне пригодная основа для активизации фашизма, который смог построить свой репрессивный режим на комбинации зависти, приспособленчества и эгоизма, качеств, порожденных экономической структурой капитализма.

Пожалуй, самым продуктивным и популярным автором в Германии в 70-е годы был Франц Ксавер Крёц (род. в 1946 г.). За восемь лет он написал более двадцати пьес, телеспектаклей, радиопостановок и киносценариев. В ранних пьесах, посвященных зачастую показу деревенских, допролетарских отношений, - «Звериные тропы» (1968), «Надомники» (1969), «Мужское дело» (1970), «Упрямство» (1970), «Двор Шталлера» (1971), «Дорога призраков» (1971), «Дорогой Фриц» (1972) - герои отличались своими социальными особенностями.

Драматические коллизии возникали из столкновений кажущейся абсолютной социальной детерминации с попыткой человека защитить хоть частицу своего счастья. При этом диалог, как, например, у Шперра на баварском диалекте, точно отражает социальную, духовную и психологическую ситуацию, то, как живут, работают и думают герои пьесы. Агрессивные имитации действий возникают как следствие социального гнета и указывают на отсутствие представления об альтернативе в сознании героев.

В последующих пьесах - «Верхняя Австрия» (1972), «Звездные талеры» (1974), «Гнездо» (1974) - главными героями становятся жители больших городов, действие в них больше не ограничивается только одним местом, как в ранних пьесах (например, в «Надомниках»), где профессиональные и семейные отношения развиваются в одной комнате. Диалоги и поступки персонажей стали более дифференцированными, не столько обличая тех, кем манипулировали, сколько раскрывая социальные взаимосвязи, во власти которых находятся герои. Кроме того, Крёц в своих последних произведениях выводит героев, впервые осознающих свою социальную зависимость (пьеса «Кого я вижу», 1978).

В пьесах «Город Доломитовых Альп Линц» (1972) и «Дитя Мюнхена» (1973) использованы драматургические структуры, которые делают возможным введение обобщенных, выходящих за рамки сознания персонажей сцен. В пьесах-монологах «Концерт по заявкам» (1971), «Дальнейшие перспективы» (1974) и «Поездка в счастье» (1975) Крёц показал различные женские судьбы в многослойных монологах, раскрывающих социальное и духовное содержание жизни этих женщин.

Крёц совершенно сознательно ставит свой писательский труд во взаимосвязь с социалистическим движением и определяет этим свои размышления о функции, воздействии и структуре своих пьес 52.

Освещение социальной действительности было задачей, которую ставил себе и Райнер Вернер Фасбиндер (1946-1982) в своем разностороннем творчестве в области кино и театра; в последние годы Фасбиндер, однако, все больше приспосабливался к требованиям коммерческого искусства. В пьесе «Итальянка» (1968) Фасбиндер показывает, как группа молодых рабочих из чувства протеста против социальной зависимости и притеснений совершает нападение на одного греческого рабочего в Германии.

В его наиболее популярной пьесе «Бременская свобода» (1971) проблемы эмансипации женщины связаны с детективным сюжетом, причем стремление шокировать публику становится самоцелью. Телевизионная серия «8 часов - еще не день» (1972) детально изображает трудовую повседневность молодых рабочих в Германии. Пьесы швейцарского драматурга Генриха Хенкеля (род. в 1937 г.), писателей Герхарда Келлинга (род. в 1942 г.) и Герлинд Рейнсха-ген (род. в 1926 г.) также принесли на сцену социальные проблемы эксплуатируемых рабочих.

Пьеса Г. Хенкеля «Чистильщики железа» (1970), которую часто ставили и в театрах Западной Германии, показывает монотонность и отчужденность труда на примере двух рабочих.

Г. Келлинг использует документальный материал и действительно происходившие события; так, в пьесе «Работодатель» (1969) и в ее продолжении «Столкновение» он показывает, как предприниматели подавляют развитие пролетарского классового сознания.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать