Внеклассное чтение. В. Нестайко «Незнакомец из тринадцатой квартиры»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: распространить читательский кругозор учеников; познакомить их со следующим произведением и приключениями уже известных героев; выяснить идейно-тематическое направление и значение повести; развивать культуру связной речи, память, желание познать новое, интересное, полезное; умение грамотно, последовательно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдение; формировать эстетичные вкусы; воспитывать любовь к родной литературе, языку, красоте природы, уважение к творчеству В. Нестайко; прививать пунктуальность, ответственность за порученное дело.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет В. Нестайко, рисунки учеников к произведению, библиотечка произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

• Что вам уже известно о В. Нестайко как детском писателе?

• Какие произведения содержит трилогия писателя «Тореадоры из Васюковки»? Чем они связаны между собой?

• Почему, на ваш взгляд, В. Нестайко избрал в своем творчестве приключенческий жанр?

• Случались ли с вами такие разнообразные приключения, как у героев писателя?

• Как вы относитесь к главным героям трилогии  В. Нестайко - Явы и Павла?

• Из-за чего ребята все время попадают в разные интересные ситуации? Как они их воспринимают?

• Чем поучительны произведения В. Нестайко? Отвечая, ссылайтесь на фактический материал содержания произведений.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

1. Обзор рисунков учеников к произведению В. Нестайко «Незнакомец из тринадцатой квартиры» с соответствующим комментарием.

2. Работа над приключенческим произведением В. Нестайко.

2.1. Тема: изображение пребывания Павла и Явы в Киеве и разнообразных приключений, в которые они попадали, особенно во время возвращения часов незнакомому актеру.

2.2. Идея: возвеличивание дружбы, порядочности, вежливости, силы воли, умения проявлять мужество и преодолевать любые препятствия, быть честным перед самим собой.

2.3. Основная мысль: человека украшает не одежда, а поступки, манера поведения, отношение к окружающим, умение прощать зло и отвечать на него добром.

2.4. Композиция.

Экспозиция: приезд ребят в Киев к дяде и тетке Павла погостить.

Завязка: часы незнакомца попали в руки Павла.

Развитие действия: ребята ищут незнакомца, чтобы возвратить ему часы, и в настоящее время с Павлом и Явой случаются разнообразные приключения.

Кульминация: возвращение часов неизвестному актеру.

Развязка: решение ребят написать произведение о собственных приключениях.

2.5. Сюжет.

Ребята приезжают в Киев погостить у родственников Павла. Во время пребывания в столице с Павлом и Явой случаются разнообразные приключения, которые связаны с возвращением часов незнакомому актеру, который жил в 13 квартире. Незнакомец перед купанием дал Павлу часы, чтобы тот положил их на брюки, но мальчик не успел это сделать из-за несчастного случая, который произошел на пляже. Так часы незнакомца остались у Павла. Мальчик чувствует свою вину и считает себя грабителем. Начинаются продолжительные поиски незнакомца, чтобы вернуть ему часы. В конце произведения происходит интересное знакомство с владельцем часов.

Ребята решают написать произведение о своих приключениях.

2.6. Обработка идейного содержания произведения согласно разделам с вопросами.

Примечание. I раздел «е», - сказали мы с Явой» уже проанализирован во время изучения творчества В. Нестайко и его трилогии.

ІІ раздел «Случай в метро «Космонавт», конфликт с киевской милицией».

• Чем объяснить радостное, приподнятое настроение Явы и Павла, когда они приехали в Киев?

• Какие чувства возникли у ребят во время их пребывания на Крещатике?

• О чем свидетельствует стычка милиционера с интуристом? Как ребята отнеслись к интуристу - нарушителю правил дорожного движения?

• Чем мотивирует Ява престижность профессии милиционера?

• О каких профессиях мечтал Ява и почему?

• Опишите, чем ребят поразил Киев.

• Что случилось с ребятами в метро? Чем они были напуганы?

• В чем суть «закона парности», который преследовал Яву с Павлом? («...разные неприятности всегда ходят в паре - как одна произойдет, жди второй. Недаром же и в народе говорят: «И так горе, и так двое»).

• Чем Яву привлекала Валька? Почему он все время стыдился вспоминать о ней?

• Для чего ребята решили разыскать Валю?

Содержание ІІ раздела.

Ребята приехали погостить в Киев, где живут дядя и тетка Павла.

Павел и Ява любовались красотой Крещатика, сооружениями столицы, были свидетелями нарушения правил дорожного движения интуристом и реакцией милиционера на это. В метро ребята по ошибке подумали, что по эскалатору движется старшина Поляничко и, стараясь его догнать, нанесли вред. Павел зацепил ночевки, которые были у дяди, они покатились вниз по эскалатору, в них попала «кинозвезда», что двигалась ниже дяди. Из-за этого поднял страшный грохот.

Убегая с места события, ребята оказались снова на улице. Опомнившись, Павел и Ява решили разыскать Вальку, Игоря, Сашу, с которыми они подружились раньше, чтобы те познакомили их с Киевом.

ІІІ раздел. «Ява спешит на свидание. Ухо».

• Какое неприятное событие произошло, когда ребята позвонили в квартиру Вали? Чем это было обусловлено?

• Каким образом ребята решили развлечься?

• На что ребята израсходовали последние деньги?

• Что увидели ребята, когда сидели в кабине чертового колеса (карусели)?

• Для чего ребята решили посетить пляж на побережье Днепра?

• Как на Яву повлиял просмотр фильма «Семеро смелых»?

• Что обусловило Яву и Павла посетить павильон «Мороженое»?

• Кем мечтал стать Павел? Чем это было обусловлено?

Содержание ІІІ раздела.

Найдя квартиру Вали, Ява нажал кнопку звонка, двери отворились и на пороге появилась огромная фигура, которая схватила Яву за ухо. Услышав голос Вали, Ява вырвался от мужчины и вместе с Павлом убежал вниз по ступенькам.

Страдая, ребята посетили павильон «Мороженое». Во время катания на чертовом колесе Павел с Явой решили пойти на пляж и попрыгать с парашютной вышки.

IV раздел «Пляж. Карусели. Утопленник. Незнакомец из тринадцатой квартиры».

• Чем поразил ребят памятник, который увидели Павел и Ява во время путешествия в пляж?

• Как ребята отнеслись к надписям на памятнике?

• Почему Павел с Явой боялись прыгать с вышки, но все же таки готовились к прыжку?

• Что воспрепятствовало героям произведения осуществить прыжок с вышки?

• Какие впечатления получили ребята, находясь на карусели?

• Опишите летний пляж глазами Павла и Явы. Сравните это описание с собственными наблюдениями во время отдыха возле любого водохранилища.

• Как писатель изобразил людей, которые отдыхали на пляже?

• Каким образом часы незнакомца попали в руки Павла?

• Что произошло на пляже?

• Чем объяснить то, что Павел не вернул часы незнакомцу и считал себя грабителем?

• Почему ребята не обратились в милицию, чтобы найти хозяина часы?

• Из-за чего страдал Павел?

• Как отнеслись ребята к милостыне - трем копейкам, которые они получили, сидя возле моста?

• Чем был недоволен дядя, когда ребята вечером вернулись к родственникам?

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector