Русским поэтом создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому, большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего связаны с именем Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом декламирует:
- Буря мглою небо кроет,
- Вихри снежные крутя;
- То, как зверь, она завоет,
- То заплачет, как дитя,
- То по кровле обветшалой
- Вдруг соломой зашумит,
- То, как путник запоздалый,
- К нам в окошко застучит.
Поэт, используя очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный настрой, который сохраняется на всю жизнь. А вот еще один замечательный поэтический образ зимней ночи:
- Сквозь волнистые туманы
- Пробивается луна,
- На печальные поляны
- Льет печально свет она.
- Возникает ощущение тихой грусти, одиночества.
- Ни огня, ни черной хаты...
- Глушь да снег...
- А вот совсем другое описание зимы, доброе и жизнеутверждающее:
- Под голубыми небесами
- Великолепными коврами
- Блестя на солнце, снег лежит...
Эти строки полны радости и оптимизма. На мой взгляд, вершина пушкинской пейзажной лирики - стихотворение «Осень». Начало первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, - и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего дня.
- Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
- Последние листы с нагих своих ветвей;
- Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
- Журча еще бежит за мельницу ручей...
- По-моему, самый прекрасный образ природы создан поэтом в знаменитых строчках:
- Унылая пора! Очей очарованье!
- Приятна мне твоя прощальная краса
- Люблю я пышное природы увяданье,
- В багрец и в золото одетые леса...
Здесь в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы несоединимого. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте. Осень, любимая пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема.
- Ø И с каждой осенью я расцветаю вновь...
Так, знаменитой болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творенье - роман «Евгений Онегин», написал маленькие трагедии, много других замечательных произведений. Описание природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается главным действующим лицом пушкинской лирики. Так, в стихотворении «Бесы» картина вьюги - это сложная метафора, отражающая чувства самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках:
- Мчатся бесы рой за роем
- В беспредельной вышине,
- Визгом жалобным и воем
- Надрывая сердце мне...
Поэт ищет в окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смерти.
- ... Вновь я посетил
- Тот уголок земли, где я провел
- Изгнанником два года незаметных...
- Вот холм лесистый, над которым часто
- Я сиживал недвижим и глядел
- На озеро, вспоминая с грустью
- Иные берега, иные волны...
- Здравствуй, племя
- Младое, незнакомое! Не я
- Увижу твой могучий поздний возраст...
«Младое, незнакомое» племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем близкий нам Есенин. Чувство природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими поэтами Пушкиным и Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного «зверья». Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.