x x
menu

«Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда

Век джаза – это десятилетие между первой и второй Мировыми Войнами, хронологические рамки – 1919-1929 гг., второе название - «ревущие двадцатые». Это было бурное, очень непростое десятилетие. Как писал Френсис Фицджеральд, один из самых ярких представителей ВД в литературе: «Это был век чудес, век искусства, век крайностей и великой сатиры». ВД глубоко связан с последствиями Первой Мировой Войны, в США было особое отношение к войне. В начале (из речи президента Вудро Уильсона, апрель 1917 г., мобилизовал Сенат и народ во вступление в войну) стояла задача спасти мир для демократии, США – единственная страна, способная выдержать эту великую миссию. США участвовали в войне 18 месяцев, вступили поздно, но это участие имело глубокое воздействие на национальное сознание и культуру. По окончании Первой Мировой, после заключения Версальского мира и основании Лиги Нации у граждан США окрепла самоуверенность. Даже если этого не признавали в Европе, сами американцы верили, что именно благодаря им война закончилась. То же самое было после Второй Мировой Войны.

Очень распространенная в рамках национальной ментальности мысль, что американцы – спасители человечества и именно их страна обладает особой миссией. Так одним из результатов Войны стало возросшее чувство гордости всем американским. (например в колледжах и университетах США стало престижно изучать американскую литературу и культуру, было опубликовано несколько исследований об особенностях американского менталитета., искались и находились подтверждения того, что Америка – особая страна, американцы – особая нация). И именно ВД послужил «пробным камнем» для таких ценностей и установок. Для многих писателей, мыслителей произошло внезапное разочарование, крах «американской мечты». Само название «ВД» придумал Френсис Скотт Фицджеральд, он дал описание царившей в те годы атмосферы. Его эссе 1931 г. «Отзвуки ВД», в котором он делает попытку проанализировать причины, последствия, саму сущность ВД.

Век Джаза начался 1 мая 1919 г., первомайские демонстрации закончились вмешательством полиции, разгромом офисов, редакций газет. Участниками были в основной безработные, бывшие солдаты, представители «потерянного поколения», которые ждали, что, вернувшись с фронта, станут героями для своей страны. Но этого не произошло. Конец ВД 24 октября 1929 г., «черный четверг», крах на Уолт-Стрит, крах на нью-йоркской фондовой бирже, начало Великой Депрессии. ВД – это проявление особого умонастроения, которое сложилось в узком кругу американского общества, культура элиты, культура избранных. «Спеши взять свое, все равно завтра умрем» (Фицджеральд) Цинизм по отношению к любым идеологиям, планов на будущее. Стремление насладиться жизнью здесь и сейчас.  «Всю страну охватила жажда наслаждений и погоня за удовольствиями»

Слово «джаз» означало сначала отношения, затем стиль танца, затем уже музыку. В американском сленге «джаз» - живость, энергия, будоражить, кричащий, восходит к афроамериканской культуре, афроамериканцы – это маргинальная прослойка общества, не обязанная подчиняться культуре цивилизации, их культура сохранила черты своеобразия. 2 составляющие эры джаза:

  • необходимость преодолеть сковывающее влияние цивилизации, как мертвящий свод запретов и предписаний, невозможность оставаться в таких рамках, джаз давал такую возможность
  • необходимость израсходовать накопленные во время 2МВ нервное напряжение. 20-е гг. еще называют гарлемским ренессансом (Гарлем – один из кварталов Нью-Йорка – центр притяжения афроамериканцев, центр формирования новой культуры. Джаз как музыка возникает в начале 20 в. В Новой Орлеане.

Афроамериканская культура в 20-е годы заявляет о себе как о чем-то уникальном, мощном, в основе близость к земле, к первоистокам, к началам, к тому, от чего избавлялась европейская культура, в которой был ценен дух, но не тело. В итоге же оказалось, что «белой» культуре( которая выдохлась) есть чему поучиться у культуры «черной» (схожие идеи в романе «Степной волк» Г. Гессе)

Обращение к культуре джаза - разрешение ранее недозволенного, в том числе тех удовольствий, который ранее считались примитивными. Эпоха модерна хорошо подходила для смены культурной парадигмы: отрицание традиционного понимания классики, формирование новой классики, культуры наоборот, игровое, дионисийское, биологическое понимание классики, плоскость примитива, каждое мгновение способно переживаться как нечто, обладающее высокой эстетикой. Философия мгновения, эстетическое переживание каждого мига бытия. Интерес к тем вещам, которые раньше считались недостойными внимания. Всплеск интереса к антропологии (Фрейд,Фрейзер). Для обывателей, для людей не имеющих особого отношения к культуре, эта эпоха означала крах традиционных представлений о правильном и неправильном стремление ухватить мгновение, взять свое.

Вкушался запретный плод, отсюда мысль о грядущем наказании. Наслаждение с ожиданием неизбежного краха. ВД закончился резко, внезапно, падением акций на Уолт-Стрит, миллионеры стали банкротами, большое количество самоубийств. Еще не были преодолены последствия 1МВ, для США в психологическом, для Европы в экономическом плане. Чувство вины перед европейцами, которые лежали в руинах. Американская экономика процветала. Америка пила и веселилась на фоне трагедии Европы. С веком джаза связана первая волна сексуальной революции, волна эротических пьес, эротической символики, в 20-х гг. женщины США получили право голоса, так с ВД связана и волна феминизма. В это же время, в 18 году в США был принят сухой закон, естественно это вызвало обратную реакцию, отсюда нелегальное производство алкоголя, появление бутлегерства. В США появляются ночные клубы, которые днем превращались в аптеки. Жизнь полная тайн, маскировок, нелегальщины, одним словом – романтики. В ВД начинает процветать мафия. Так, слово «джаз» означало намного больше, чем просто музыка, это целая идеология. Лозунги с Советском Союзе: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст», «От саксофона до ножа один шаг»

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать