Василий Будничный. Биографическая справка

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Василий Иосифович Будничный - родился 20 сентября 1947 года в селе Смолины Черниговского района. Получив высшее филологическое образование в Киевском пединституте имени А. М. Горького, работал на образовательной ниве. Потом - в музее имени М. Г. Коцюбинского, где всерьез и навсегда приобщился к настоящей литературе. Если стихи Василия Будничного раннего периода его творчества отличались преимущественно буйством чувств, то позднее они стали мудрее, набрали философичности, афористичности, целостности. Продолжительное время Василий Иосифович возглавлял областное общество книголюбов. Работа в этой области дала ему много: встречи с людьми, путешествия по Украине, знакомство с ведущими мастерами слова.

Дебютировал Василий Будничный в коллективном сборнике «Сердце поет», который вышел в «Советском писателе». А потом друг за другом появились его поэтические книги: «Дары сентября», «Орбита зерна», «Третье возвращение», «Живица жатвенного тепла», «Моя ты земля», «Седой костер», «Под седьмым небом», «На острие собственного меча», «Озарение», «Путь к озарению», «В школе и дома».

В конце 80-х годов поэт переходит на преподавательскую работу на кафедру украинского языка и литературы Черниговского педагогического института имени Т. Г. Шевченко. Ведет напряженную творческую и пропагандистскую деятельность.

К литературной премии имени Алексея Десняка, которой поэт удостоен 1979 года, прибавилась литературная премия имени М. Г. Коцюбинского (1999 г.) за книгу «Путь к озарению».

Ныне поэт - в расцвете творческих сил. Выходят новые сборники стихов. Он - доцент Черниговского государственного педагогического университета имени

Т. Г. Шевченко, заместитель председателя Рады Черниговской организации Национального союза писателей Украины (Под небом Полесья: Поэтическая антология сегодняшней Черниговщины. - Чернигов: КП «Издательство «Черниговские обереги», 2003. - С. 21-28).

 

К этой биографической справке можно добавить слово кандидата педагогических наук О. Баранкова - автора предисловия к сборнику Василия Будничного «Путь к озарению» [7:5-8]. Возражая поэту, который свое творчество называет «мое простое будничное слово» («...люблю будничность, Будничный день и по фамилии мой брат»), О. Баранков отмечает, что для читателя слово Василия Будничного является и не простым, и не будничным. Ведь «автор принадлежит к тем людям, которые, по словам нашего знаменитого земляка А. Довженко, умеют «видеть звезды и в будничных лужах».

Место рождения, семья, ближайшее окружение играют незаурядную роль в становлении человека, формировании его духовного мира. От О. Баранкова мы узнаем о некоторых фактах жизни поэта. В частности о том, что родился Василий Иосифович Будничный в простой крестьянской семье колхозного плотника Иосифа и колхозницы Марии, что село Смолин благословило его при рождении и открыло глаза на мир широкий. А еще о том, что село это знаменито своей естественной не скрытой удивительной красотой и замечательными трудолюбивыми людьми, которые умели остроумно и метко давать кому-нибудь характеристики. Эти оценки были настоящими образцами устного народного творчества. Именно здесь, наверное, и надо искать истоки ярких пейзажей и точных афористических выражений в лирике Василия Будничного, детство которого быстро промелькнуло за школьной партой, мальчиковыми забавами и ранним привлечением к работе.

Страницы творческой биографии В. Будничного пишут друзья, знакомые, литературные побратимы, коллеги по работе, почитатели его поэтического таланта. Сам автор - человек скромный - не очень любит рассказывать о своей личной жизни, а то, чем бы хотелось ему поделиться с читателем, мы найдем в его творчестве. Ведь в большинстве поэзий лирический герой Василия Будничного - это он сам: влюбленный, страстный, экспрессивный, небезразличный к чужому горю, искренний, бескорыстный, добрый, открытый сердцем и душой к людям:

  • Настежь окна и двери, Кошелек - к грошу, Все строки - на бумагах, Настежь даже душа...

Василий Будничный принадлежит к категории людей, которые, однажды очертив для себя морально-этические границы своего жизненного

 

и творческого пространства, стараются за них не заступать. Отсюда и потребность время от времени исповедоваться перед собой и читателем. Сознавая ответственность за свой талант перед Богом, избрав жертвенный путь служения людям («...Человеку себя принести»), поэт проявляет высокую требовательность к своему поэтическому слову:

  • Чтобы черный эмбрион наговора В черное зло не перерос, Я измерю каждое слово Дозиметром болевых слез.
  • Тем паче, слово, полное гнева,
  • Что и ум человеческий подчиняет,
  • Проверяю, как не удивительно бы,
  • Лишь дозиметром добра.
  • Чтобы убедить еще больше в слове,
  • Чтобы не накликать им беды - Дозиметр чести и любви Я в себе ношу всегда.

Это не внешнее следование по профессиональной традиции создавать впечатляющие образы. Это позиция поэта-гражданина, каждое слово которого взвешено, так как подвергнуто жесткой цензуре собственной совести.

Первый сборник стихов Василия Будничного, в который вошли поэзии, написанные на протяжении десяти лет, вышел в 1982 году под названием «Дары сентября»... Этот творческий задел поэта приобрел незаурядный резонанс среди читателей, в литературных кругах. Книга активно обсуждалась. Почитатели поэзии радушно приветствовали с успехом дебютанта, признавая справедливость слов, сказанных о нем известным украинским поэтом Леонидом Горлачем, который в предисловии к сборнику указал, что в лице Василия Будничного «имеем достойное пополнение молодой современной литературы».

Одобрительно откликнулся о сборнике В. Будничного Станислав Репейник статьей «В словах обычных - чудомир» в газете «Комсомольская закалка» (23:7). В этой профессионально-аналитической статье дана взвешенная оценка творчества В. Будничного, выявлены штрихи его творческой самобытности, отмечены художественные достижения, названы лучшие произведения, замечены и недостатки. Такая оценка окрыляла и вместе с тем побуждала поэта к самосовершенствованию. Старший товарищ, уже в те годы широко известный поэт Станислав Репейник писал об «экспрессии» В. Будничного, его «неудержимое стремление вмешаться в жизнь, сказать свое слово...», об «наполненности поэзии дебютанта», которая «идет не только от непосредственных впечатлений от пережитого и увиденного, а и из глубины истории, от пращура, прародителя», что «предоставляет книге целостности, весомости». Говоря об иногда наивности

 

строк, С. Репейник вместе с тем отмечает их «искренность, глубину и правдивость», они воспринимаются как откровение, как авторское кредо: «Я от земли и в землю верю...».

Уже в первом сборнике Василий Будничный будто дает сыновью присягу своей родной земле, своей Родине, своему народу на верность и любовь, на пожизненное служение добру и красоте.

О творчестве Василия Будничного пишут черниговские поэты Дмитрий Иванов, Яков Ковалец, Владимир Сапон, Сергей Дзюба и прочие.

Так, Яков Ковалец делает замечание об оригинальной интерпретации современности поэтом в сборнике «Живица жатвенного тепла» (1991 г.), дает ответ на вопрос, откуда у автора такое тонкое ощущение красоты природы, которую он так любовно описывает, так детально передает нюансы изменений ее состояний в цветах и запахах, будто одинаково владеет и словом, и кистью. Это потому, что «Василий - такой, как роса и как молния, такие и его стихи, чистые, озонные, от всего сердца». Живописными картинами природы автор старается не столько раскрыть понятие красоты как философской абстракции, сколько показать ее животворную силу, способную качественно изменить природу человека. «Спасаться в красоте» призывает поэт. По его мнению, красота как тот языческий огонь, способна очистить человеческие души от скверны.

Василий Будничный искренне проникается заботами своего народа, ощущает значимость исторического времени, помнит свою первую поэтическую «сыновью присягу» и в который раз «недекларативно, пережито констатирует»:

  • Моей веры не пошатнуть - Корнями в родную землю врос, К бедам ее навек прикованный Белокурым займищем берез.

Яков Ковалец замечает новые грани творчества Василия Будничного: драматизм и целеустремленность, дух кровной причастности к родному краю; справедливо сравнивает В. Будничного с С. Есениным. Отмечает, что поэзию

В. Будничного пронизывает есенинский дух, и в подтверждение этого приводит такой пример: в одной из поэзий перед лирическим героем возникает есенинский образ «в черном человека черным, как углерод» как символ «уродов нашего времени с чернобыльским «обручем» на горле и на душе», как обобщенный символ Зла.

В сборнике «Дары сентября» появляется тема борьбы со злом, которая становится одной из ведущих в творчестве поэта. Этим проявляется гражданская позиция самого Василия Будничного, которая становится

 

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector