«В высшей степени правдив и человечен». Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина (разработка урока)

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Урок можно провести в форме лекции с элементами беседы и начать его со знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполин».

Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и… Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения.

И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…»

Вопросы классу

Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна? Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.) У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну.

Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности». Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя.

Начать работу можно в классе, а закончить дома. 15 января 1826 года — родился в семье богатых помещиков Тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство.

Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. Картины детства отразились в «Пошехонской старине». 1836 год — Московский дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С.

Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова. 1838 год — в числе лучших переведен в лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским. 1844—1848 годы — служба.

Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии.

Повесть «Противоречия». Повесть «Запутанное дело».

26 апреля 1848 год — лично Николай I подписывает приказ об аресте и ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев. 1848—1856 годы — 8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей.

1856—1857 годы — из Вятки в Петербург. Книга «Губернские очерки» (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих кровь народа. 1857—1863 годы — циклы сатирических рассказов. Критика реформ.

Призыв к делу. 1858—1868 годы — государственная служба, литературная деятельность. Вице-губернатор в Рязани, в Твери, председатель казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Закрытие «Современника». 1868—1884 годы — Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные записки», где писатель работает до их закрытия.

После смерти Некрасова становится редактором журнала. Борьба с цензурой. Эзопов язык. Мысли о свержении существующего строя. Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши». Роман «История одного города». 70-е годы — болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления.

1880 год — отдельное издание «Господ Головлевых». 80-е годы — раздумья над судьбой русского народа. Сказки как итог раздумий. Ненависть к поработителям, любовь к народу. 1884 год — закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская старина».

28 апреля 1889 года — Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.

В заключение урока звучит стихотворение Пушкина «Пророк».

Итоговые вопросы

  1. Какова связь между стихотворением Пушкина «Пророк» и жизнью Салтыкова-Щедрина?
  2. Почему А. Н. Островский назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector