В. Винниченко «Федька-Халамидник». Федька как личность

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: продолжить работу относительно анализа программного произведения В. Винниченко «Федька - халамидник», характеристики щедрого и доброго главного героя произведения как личности; проявить роль художественных средств в произведении; находить портрет, пейзаж, диалоги; развивать умение учеников формулировать основную мысль рассказа, высказывать свое отношение к изображаемому; развивать логичность в мышлении, память, внимание, сообразительность; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать чувство уважения к украинской литературе, искусству слова, уважение к творчеству В. Винниченко; прививать черты доброты, чуткости, мужества, ответственности за порученное дело.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: библиотека произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Что интересного, вы узнали о В. Винниченко - писателе, борце за лучшую судьбу родного края?

• Как возник замысел у писателя написать рассказ о Федьке-Халамиднике?

• На что нужно обращать внимание во время характеристики того или иного героя?

• Какие художественные средства вы знаете? С какой целью их используют писатели в собственных произведениях?

• Чему учит нас рассказ В. Винниченко «Федька - халамидник»?

III. Проверка домашней задачи.

Составление плана к рассказу (ориентировочный пример).

1. Поведение Федьки на улице.

2. Наказание за поступки.

3. Поучение отца.

4. Уют в Толином доме.

5. Поведение ребят во время дождя.

6. Федька снова будет наказан.

7. Герой информирует ребят о ледоходе.

8. Описание ледохода.

9. Обсуждение ребятами сообщения Федьки.

10. Спор между Толей и Федькой.

11. Переправа Федьки через реку.

12. Желание Толи повторить поступок Федьки.

13. Помощь Федьки Толе.

14. Герой в воде.

15. Приход родителей героев.

16. Разговор родителей Толи с Федькой о поступке их сына.

17. Последнее наказание Федьки - трагедия.

18. Похороны халамидника.

19. Бездушность Толи.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

V. Основное содержание урока.

Я хочу собой возвеличить украинское.... В. Винниченко

Лучше голый и правдивый, чем богатый и беззаконный.

Г. Сковорода.

1. План характеристики образа Федьки.

1.1. Федька - сын бедного рабочего типографии.

1.2. Портретная характеристика Федьки. («...разбойник - халамидник», «будто бес какой сидел в мальчике», «сибиряка». «...Чуб его торчком вылез из-под картуза, глаза быстро бегают», «руки в кармане, картуз набекрень, идет, не спешит»).

1.3. Поведение и черты характера героя:

а) непоседливый; («...непременно чтобы биться, чтобы что-нибудь перевернуть кверху ногами. Покой был его врагом, с которым он боролся на каждом месте»).

б) сильный; («...первой по силе на всю улицу, враз тебе даст подножку, сомнет, насядет...»).

в) открытый; («Он мог бы подойти тихонько так, чтобы не услышал бы никто, - но Федька того не любил»).

г) упрямый; («...не как все дети ведет себя. Он не плачет, не просится, не обещает, что больше не будет. Насупится и сидит. Мать ругает, грозиться, а он хотя бы слово из уст, сидит и молчит»).

д) стойкий; («камень, а не ребенок! Сибиряка какой-то...»).

е) правдолюб; («Если бы не захотел, то мог бы отбрехаться, но Федька врать не любит»).

ё) непримиримый к предательству; («Не любит также Федька и товарищей выдавать»).

ж) соблазнитель; («...Федька снова соблазняет Толю. И соблазняет как раз в такой момент, когда ни одному человеку в голову бы того не могло прийти»).

з) почтительный к отцу; («...если бы зацепили его отца, сразу бы грубости начал говорить, а то и биться полез бы»).

и) ловкий; («Ловкий паренек», «жилистый, чертов мальчуган. Прыгает, как кошка»).

1.4. Значение образа Федьки для современников.

2. Беседа с вопросами для обсуждения образа Федьки.

• Какую характеристику подает автор Федьке в начале произведения? а) строительство из песка; б) запускание змея.

• Есть ли у мальчика доброта? В чем она проявляется?

• Кто были родители Федьки? (Отец Иван - «типографчик», мать Иваниха -домохозяйка). Как их характеризует В. Винниченко?

• Охарактеризуйте его поведение во время ссоры с родителями.

• За что отец давал деньги Федьки?

• В связи с чем Федьку все время получал тумаки от отца?

• Как автор характеризует своего героя? «(Мужик, паршивец, одурелый мальчик, головорез, мурло репаное, несчастьице, сибиряка, халамидро, подлец»).

• Чем привлекает нас этот герой?

3. Федька глазами писателя.

Федьку автор представляет нам сразу, с первых предложений рассказа. Этого достаточно, чтобы представить колоритную фигуру маленького озорника, интригующим началом рассказа писатель будто берет в плен внимание читателей и уже не отпускает его до финала произведения.

Ученики быстро отыщут нужные подтверждения в тексте: «покой был врагом» Федька, с ним «он боролся на каждом месте». Мальчик лазил по крышам, сидел на воротах, выбивал рогаткой оконные стекла, перекидал кадки с водой, давал нахлобучку «закадычным» товарищам, мешал ребятишкам играть и совершал еще много разных шалостей.

Так уже традиционно сложилось, что маленькие литературные герои обязательно должны быть для наших детей «положительными, сборными, типичными примерами для наследования, а их поступки иметь лишь «воспитательную направленность».

А как же Федька? Множество недостатков. И у него есть чему учиться не только детям, а и взрослым.

Совершенно зная особенности детских характеров, поведения, писатель достоверно изображал маленьких героев. Кредо художника простое: жизненная правда. Поэтому и Федька - персонаж, который обрисован в реальности. Талант писателя заключается в том, что, кроме внешней оболочки, которая состояла из грешков «халамидника», он сумел показать честь, совесть, величие души мальчика.

За затеи родителей ремень «воспитывает» маленького, а он «и здесь не как все дети ведет себя». Мальчик терпеливо, без слов и просьб, переносит наказания, а главное - «если бы захотел, то мог бы отбрехаться, но Федька врать не любит» и «не любит товарищей выдавать». Сам отец уважает своего честного, принципиального и откровенного сына.

Итак, натура Федьки полна разногласий и противоречий.

4. План характеристики образа Толи.

4.1. Толя - сын хозяина дома.

4.2. Описание внешности мальчика.

«Это был ребенок нежный, деликатный, смирный. Ходил всегда чистенький, на двор он выходил боязливо, никогда не безобразничал», «...штанишки на нем бархатные, глаза не то чудные, не то виноватые, не то оробелые», «холеные ножки».

4.3. Черты характера и поведение героя:

а) хрупкий; («...чистенький. Нежный, со щечками, как просвира»).

б) богобоязненный; («...тихонько крестится и бледнеет...»).

в) самоуважительный; («...он терпеть не мог, как ему этот Федька говорил: «Толька». Будто он ему товарищ», «...кричать на улице не к лицу благородным детям...»).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector