Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем В. Нестайко; начать работу относительно анализа его приключенческого произведения, выявить идейно-тематическую направленность произведения, особенности названия; развивать умение толерантно и аргументированно доказывать свою мысль, отстаивать собственную позицию; обобщать, сравнивать, строить собственные заключения, формировать этические вкусы школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству В. Нестайко, положительным чертам характера; интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет В. Нестайко, библиотечка его приключенческих произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Случались ли с вами интересные приключения? А можно о них написать художественное произведение?
• Произведения какого жанра художественной литературы вам нравятся? Чем именно?
• Какое произведение, на ваш взгляд, считают приключенческим? Приведите пример.
• А какие приключенческие произведения мировой литературы вы уже читали? (Произведения Д. Дефо, Ж. Берна, Марка Твена и др.) Чем они вас поражают, захватывают?
• По вашему мнению, приключенческие произведения должны быть комическими или, наоборот, остросюжетными? Собственные соображения обоснуйте.
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
Именно потому, что детство мое прервала война и пришлось испытать немало горьких недетских переживаний, рано повзрослеть, мне и захотелось писать для детей - возвратить в детство и доиграться, досмеяться, пофантазировать вместе с юными читателями.
В. Нестайко.
2. Теория литературы.
2.1. Повесть - эпическое прозаическое произведение (реже стихотворное), которое характеризуется однолинейным сюжетом, а широтой охвата жизненных явлений и глубиной их раскрытие занимает промежуточное место между романом и рассказом (первая украинская повесть - «Маруся» Г. Квитки - Основьяненко). Различают повести исторические, научно-фантастические, социально-бытовые, приключенческие, биографические.
Раньше повестями называли и короткие повествовательные произведения.
2.2. Романтика - необычность, сказочность чего-нибудь, что вызывает к себе эмоциональное, приподнятое отношение со стороны человека. Героика, приподнятость.
2.3. Приключенческое произведение - это произведение, в котором изображены непредвиденные, неожиданные события, случаи (помощь в трудную минуту и др.), которые случаются с героями во время путешествия, странствия и часто связаны с риском.
3. Работа над произведением В. Нестайко «Тореадоры из Васюковки».
Раздел I. «Метро под свинарником. Тореадоры из Васюковки. Собакевич» (отрывки из трилогии).
3.1. Выразительное чтение отрывков.
3.2. Тема: изображение разнообразных приключений ребят, которые попадали в интересные и захватывающие ситуации и старались доказать собственную самостоятельность в их решении.
3.3. Идея: прославление детской сообразительности, изобретательности, понимание чувства юмора и осуждение необдуманных поступков.
3.4. Основная мысль: именно с детства формируется человеческое «я», и хотя ребята бесчинствуют, но у каждого из них доброе сердце, благородные намерения.
3.5. Жанр: приключенческое и юмористическое произведение.
3.6. Композиция.
События в этой части произведения происходят на протяжении двух дней.
Экспозиция: знакомство с Иваном Ревом и Павлом Завгородным, семьями ребят и местностью, где будут происходить события.
Завязка: стремление ребят все время находить какие-то приключения (вырыть метро под свинарником, проявить собственные тореадорские способности, сделать подводную лодку, вытянуть из колодца щенка).
Кульминация: рискованные поступки, события, которые случались с ребятами.
Развязка: все ситуации, в которые попадали ребята, заканчивались хорошо.
3.7. Обсуждение раздела произведения с вопросами:
• Почему глава произведения начинается со знакомства не с ребятами, а свинаркой деда Варавы?
• Чем объяснить благородность идеи проведения ребятами метро под свинарником?
• Что интересного мы узнали о семье Вани? (Отец играет на скрипке, дед - охотник, мать - депутат райсовета, звеньевая кукурузоводов).
• Как бугай Петька напугал дачника?
• Из-за чего ребята поссорились и даже подрались?
• Почему ребята решили стать тореадорами? Чем закончилось их тренировка с коровой Контрибуцией?
• Найдите в произведении портретную характеристику деда Варавы. О чем она свидетельствует? («Лицо у него серое и пятнистое, как прошлогодняя листва. Губы тонкие и так сжаты, будто во рту вода. Глаза без ресниц, круглые и недвижимые, как у петуха. Через те глаза казалось, будто дед навеки чем-то удивлен. И это только казалось. Восемьдесят третий ему пошел»).
• Как Ваня с Павлом относятся к обучению? («И кто придумал эти экзамены. И еще весной, когда воздух пахнет футболом и чурками - палками... Как хорошо было еще в прошлом году в четвертом классе! Никаких тебе экзаменов. Лучше было бы и не переходить в пятый ... Лучше двадцать «метро» засыпать, чем один экзамен»).
• Каким образом Ваня хотел сделать подводную лодку?
• Что свидетельствует о реакции ребят на скуление щенка в колодце? Как бы повели себя вы в такой ситуации?
• Как отнеслись ребята к преступнику, который бросил щенка в колодец?
• Чем объяснить то, что Ваня с Павлом, получив нового друга, забыли о строительстве подводной лодки?
V. Закрепление изученного материала на тему:
«В. Нестайко «Тореадоры из Васюковки» (раздел І «Метро под свинарником. Тореадоры из Васюковки. Собакевич»).
1. Решение тестовых задач.
1. Как называл дед Ваню, когда ругался на него?
а) подзаборником; б) авантюристом; в) прохиндеем.
2. Дед хотел, чтобы ребята:
а) помогли ему по хозяйству; б) вылезли из ямы; в) вырвали сорняк за овином.
3. Ребята хотели под свинарником прорыть метро, как: а) в Киеве; б) Харькове; в) Львове.
4. Свинья, по мнению мальчиков, весила:
а) пять пудов; б) пять килограмм; в) почти тонну.
5. По характеру Леха Манюня была:
а) спокойной; б) лживой; в) противной.
6. Какие станции метро в Васюковке планировалось провести ребятами?
а) «Двор» и «Овощи»; б) «Солнечная» и «Крапивная»; в) «Овин» и «Кривая груша».
7. Для учительницы математики проезд в метро в Васюковке будет стоить: а) три копейки; б) пять копеек; в) одна копейка.
8. Почему строительство метро ребята вынуждены были приостановить?
а) не хватало стройматериалов; б) дед увидел и начал ругаться; в) в подземелье попала свинья и все разрушила.
9. Друга Павла звали Явой, как и остров:
а) в Тихом океане; б) Индийском океане; в) Азовском море.
10. Отец у Явы: а) скрипач; б) хоккеист; в) фермер.
11. Дед Явы любит: а) охотиться; б) рыбачить; в) ухаживать за скотом.
12. В честь деда было названо: а) путь в Киев; б) полевое озеро; в) метро, которое хотели проложить ребята.
13. Мать у Явы: а) бригадир на заводе стройматериалов; б) звеньевая кукурузоводов;
в) депутат облсовета.
14. Какой фразеологизм имеет место в этой части произведения? а) только пятами залопотал; б) на ловца и зверь бежит; в) от головы до пят.
15. Характер у Явы будто: а) грунтовой путь; б) крепкая скала; в) сталь.
16. Явы кинофильм «Тореадор» назвал: а) очень красивым; б) заграничным; в) классным.
17. Тореадоры, по мнению Явы, - это:
а) люди, которые рискуют своей жизнью;
б) сааме смелые герои и ловкачи;
в) юмористы и циркачи.
18. Иван Рень и Павел Завгородний мечтали, чтобы о них:
а) написали в газете;
б) транслировали по радио и по телевизору;
в) знал весь мир.
19. Какую беду принес бугай Петька?
а) Загнал дачника на телеграфный столб;
б) разбил соседскую ограду;
в) испортил комбайн Николая.
20. Из-за чего Иван и Павел поссорились, а потом подрались? а) Кандидатуры на бой с коровой; б) спор - кто сильнее; в) желания покататься на Колином комбайне.
21. На ковре у Павла было вышито: а) замечательное цветочное поле; б) трое щенков; в) Деда Мороза.
22. К тореадорскому реманенту принадлежали: а) шляпка и коврик; б) ведро и материнский платок; в) простыня и крепкая веревка.
23. Какую песню напевали ребята, будучи в полной боевой готовности? а) Арию Хозе из оперы Бизе «Кармен»; б) гимн П. Чубинского; в) «Соединяйтесь, братья украинцы...».
24. Когда Контрибуция бурно среагировала на старания мальчиков? а) Когда ее начали кусать мухи; б) она захотела пить; в) один из ребят ударил ее по губе.
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 0,5 балла.
2. Работа на карточках.
Карточка № 1.
1. Чем вас привлекают Ява и Павел? Сравните ваш отдых на летних каникулах и приключения этих пятиклассников. Сделайте обобщающий вывод.
2. Подкрепите примером поступками Ивана и Павла, что ребята имеют искреннее сердце, способные к согласию и добру.
3. У быка Петьки глаза будто: а) полное эхо; б) две железные миски; в) тракторные фары.
Карточка № 2.
1. Проследите, как сам В. Нестайко относится к своим героям? Личные соображения обоснуйте.
2. Можно ли, на ваш взгляд, оправдать поведение ребят, которые рыли метро под свинарником и навредили деду? Как Иван и Павел отреагировали на его крик? Выскажите собственную мысль относительно этого.
3. Где нашли ребята спасение от Контрибуции? а) в пруду; б) на дереве; в) дома.
Карточка № 3.
1. Прокомментируйте характеристику, которую предоставил ребятам дед Салимон: «Вот ребята! Орлы! Соколы! Гангстеры, а не ребята! Нет на них буцегарни! Собственную мысль мотивируйте.
2. А что, на ваш взгляд, является дружбой? Можно ли Ваню с Павликом считать друзьями?
3. В знак уважения к Контрибуции, которая простила образы ребят, Ява угощал ее:
а) сладкими пирожками; б) конфетками; в) зефиром.
Карточка № 4.
1. Чем захватывает вас эта часть произведения? Как вы относитесь к поступкам и поведению Вани и Павла? Отвечая, ссылайтесь на содержание произведения.
2. Проследите, какие черты характера проявляются у ребят во время приключений, которые с ними случаются. Собственные наблюдения обобщите.
3. Как ребята назвали щенка, которого вытянули из колодца? а) Палканом; б) Шариком;
в) Собакевичем.
VI. Итог урока.
VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.
VIII. Домашняя задача.
Исследовательская задача - узнать у родителей о их детстве и тех приключениях, которые с ними случались (рассказ-конкурс).
Страницы: 1 2