В. Нестайко «Тореадоры из Васюковки». Захватывающий приключенческий сюжет произведения

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем В. Нестайко; начать работу относительно анализа его приключенческого произведения, выявить идейно-тематическую направленность произведения, особенности названия; развивать умение толерантно и аргументированно доказывать свою мысль, отстаивать собственную позицию; обобщать, сравнивать, строить собственные заключения, формировать этические вкусы школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству В. Нестайко, положительным чертам характера; интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет В. Нестайко, библиотечка его приключенческих произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Случались ли с вами интересные приключения? А можно о них написать художественное произведение?

• Произведения какого жанра художественной литературы вам нравятся? Чем именно?

• Какое произведение, на ваш взгляд, считают приключенческим? Приведите пример.

• А какие приключенческие произведения мировой литературы вы уже читали? (Произведения Д. Дефо, Ж. Берна, Марка Твена и др.) Чем они вас поражают, захватывают?

• По вашему мнению, приключенческие произведения должны быть комическими или, наоборот, остросюжетными? Собственные соображения обоснуйте.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Именно потому, что детство мое прервала война и пришлось испытать немало горьких недетских переживаний, рано повзрослеть, мне и захотелось писать для детей - возвратить в детство и доиграться, досмеяться, пофантазировать вместе с юными читателями.

В. Нестайко.

2. Теория литературы.

2.1. Повесть - эпическое прозаическое произведение (реже стихотворное), которое характеризуется однолинейным сюжетом, а широтой охвата жизненных явлений и глубиной их раскрытие занимает промежуточное место между романом и рассказом (первая украинская повесть - «Маруся» Г. Квитки - Основьяненко). Различают повести исторические, научно-фантастические, социально-бытовые, приключенческие, биографические.

Раньше повестями называли и короткие повествовательные произведения.

2.2. Романтика - необычность, сказочность чего-нибудь, что вызывает к себе эмоциональное, приподнятое отношение со стороны человека. Героика, приподнятость.

2.3. Приключенческое произведение - это произведение, в котором изображены непредвиденные, неожиданные события, случаи (помощь в трудную минуту и др.), которые случаются с героями во время путешествия, странствия и часто связаны с риском.

3. Работа над произведением В. Нестайко «Тореадоры из Васюковки».

Раздел I. «Метро под свинарником. Тореадоры из Васюковки. Собакевич» (отрывки из трилогии).

3.1. Выразительное чтение отрывков.

3.2. Тема: изображение разнообразных приключений ребят, которые попадали в интересные и захватывающие ситуации и старались доказать собственную самостоятельность в их решении.

3.3. Идея: прославление детской сообразительности, изобретательности, понимание чувства юмора и осуждение необдуманных поступков.

3.4. Основная мысль: именно с детства формируется человеческое «я», и хотя ребята бесчинствуют, но у каждого из них доброе сердце, благородные намерения.

3.5. Жанр: приключенческое и юмористическое произведение.

3.6. Композиция.

События в этой части произведения происходят на протяжении двух дней.

Экспозиция: знакомство с Иваном Ревом и Павлом Завгородным, семьями ребят и местностью, где будут происходить события.

Завязка: стремление ребят все время находить какие-то приключения (вырыть метро под свинарником, проявить собственные тореадорские способности, сделать подводную лодку, вытянуть из колодца щенка).

Кульминация: рискованные поступки, события, которые случались с ребятами.

Развязка: все ситуации, в которые попадали ребята, заканчивались хорошо.

3.7. Обсуждение раздела произведения с вопросами:

• Почему глава произведения начинается со знакомства не с ребятами, а свинаркой деда Варавы?

• Чем объяснить благородность идеи проведения ребятами метро под свинарником?

• Что интересного мы узнали о семье Вани? (Отец играет на скрипке, дед - охотник, мать - депутат райсовета, звеньевая кукурузоводов).

• Как бугай Петька напугал дачника?

• Из-за чего ребята поссорились и даже подрались?

• Почему ребята решили стать тореадорами? Чем закончилось их тренировка с коровой Контрибуцией?

• Найдите в произведении портретную характеристику деда Варавы. О чем она свидетельствует? («Лицо у него серое и пятнистое, как прошлогодняя листва. Губы тонкие и так сжаты, будто во рту вода. Глаза без ресниц, круглые и недвижимые, как у петуха. Через те глаза казалось, будто дед навеки чем-то удивлен. И это только казалось. Восемьдесят третий ему пошел»).

• Как Ваня с Павлом относятся к обучению? («И кто придумал эти экзамены. И еще весной, когда воздух пахнет футболом и чурками - палками... Как хорошо было еще в прошлом году в четвертом классе! Никаких тебе экзаменов. Лучше было бы и не переходить в пятый ... Лучше двадцать «метро» засыпать, чем один экзамен»).

• Каким образом Ваня хотел сделать подводную лодку?

• Что свидетельствует о реакции ребят на скуление щенка в колодце? Как бы повели себя вы в такой ситуации?

• Как отнеслись ребята к преступнику, который бросил щенка в колодец?

• Чем объяснить то, что Ваня с Павлом, получив нового друга, забыли о строительстве подводной лодки?

V. Закрепление изученного материала на тему:

«В. Нестайко «Тореадоры из Васюковки» (раздел І «Метро под свинарником. Тореадоры из Васюковки. Собакевич»).

1. Решение тестовых задач.

1. Как называл дед Ваню, когда ругался на него?

а) подзаборником; б) авантюристом; в) прохиндеем.

2. Дед хотел, чтобы ребята:

а) помогли ему по хозяйству; б) вылезли из ямы; в) вырвали сорняк за овином.

3. Ребята хотели под свинарником прорыть метро, как: а) в Киеве; б) Харькове; в) Львове.

4. Свинья, по мнению мальчиков, весила:

а) пять пудов; б) пять килограмм; в) почти тонну.

5. По характеру Леха Манюня была:

а) спокойной; б) лживой; в) противной.

6. Какие станции метро в Васюковке планировалось провести ребятами?

а) «Двор» и «Овощи»; б) «Солнечная» и «Крапивная»; в) «Овин» и «Кривая груша».

7. Для учительницы математики проезд в метро в Васюковке будет стоить: а) три копейки; б) пять копеек; в) одна копейка.

8. Почему строительство метро ребята вынуждены были приостановить?

а) не хватало стройматериалов; б) дед увидел и начал ругаться; в) в подземелье попала свинья и все разрушила.

9. Друга Павла звали Явой, как и остров:

а) в Тихом океане; б) Индийском океане; в) Азовском море.

10. Отец у Явы: а) скрипач; б) хоккеист; в) фермер.

11. Дед Явы любит: а) охотиться; б) рыбачить; в) ухаживать за скотом.

12. В честь деда было названо: а) путь в Киев; б) полевое озеро; в) метро, которое хотели проложить ребята.

13. Мать у Явы: а) бригадир на заводе стройматериалов; б) звеньевая кукурузоводов;

в) депутат облсовета.

14. Какой фразеологизм имеет место в этой части произведения? а) только пятами залопотал; б) на ловца и зверь бежит; в) от головы до пят.

15. Характер у Явы будто: а) грунтовой путь; б) крепкая скала; в) сталь.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector