В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина?

Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами.  Сборник «Радуница» складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался Есенин в Петрограде.  Незадолго до этого, живя в Москве, он был близок к рабочей и  507  социал-демократической среде, где начало пробуждаться его социальное сознание. Но связь эта решительно оборвалась с его  переездом в Петроград. Окружение молодого поэта стало совсем  иным - противоположным по своему духу и настроению: Городецкий, Клюев, литературные салоны... Эта новая среда могла  только притупить социальное зрение поэта, увести его в сторону  от жгучих вопросов современности.  С другой стороны, нельзя оставить без внимания то, в чем признавался сам поэт, когда говорил, что он «происходит не из рядового крестьянства», а из «верхнего слоя».

В «Радунице» отразились  первые детские и юношеские впечатления Есенина. Эти впечатления не были связаны с тяжестью крестьянской жизни, с подневольным трудом, с той нищетой, в которой жило «рядовое» крестьянство и которая рождала чувство социального протеста. Все это  не было знакомо поэту по собственному жизненному опыту, не  было пережито и прочувствовано им.  Но с чем отлично был знаком Есенин с ранних лет - это  картины родной природы. 

  • Край любимый!
  • Сердцу снятся 
  • Скирды солнца в водах лонных. 
  • Я хотел бы затеряться 
  • В зеленях твоих стозвонных. 

Самая сильная сторона сборника «Радуница» как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы, которую так хорошо видел и глубоко чувствовал поэт.  Основная лирическая тема сборника - любовь к России. В  стихах на эту тему сразу же отходили на задний план действительные и кажущиеся религиозные увлечения Есенина, ветхая  христианская символика, все атрибуты церковной книжности.  В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная...» он не отказывается от таких сравнений, как «хаты - в ризах образа», упоминает о «кротком Спасе», но главное и основное в другом:  Если крикнет рать святая:  «Кинь ты Русь, живи в раю!»  Я скажу: «Не надо рая,  Дайте Родину мою». Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство  любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а  конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.  Часто пейзаж безрадостен. Поэт с болью восклицает: 

  • Край ты мой заброшенный, 
  • Край ты мой, пустырь, 
  • Сенокос некошеный, 
  • Лес да монастырь. 

В стихах Есенина много подобных печальных картин, которые правдиво отражали состояние деревни в царской России. И  тем сильнее была любовь поэта к родному краю.  Но любовь Есенина к Родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и  другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними  цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо  извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче  передать богатство и красоту русской природы.  В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, Моя родимая земля», - пишет  он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во  взорах», «На лазоревые ткани Пролил пальцы багрянец», вечерами встают «малиновые зори», в поле виден «зардевшийся мак»>  «серебром покрылся мох» и «Опять раскинулся узорно Над белым полем багрянец».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент