Утверждение самостоятельности и человеческой жизни в балладе Ф. Шиллера «Перчатка»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:  углубить понятие «литературная баллада», усовершенствовать умение анализировать балладу; развивать навыки выразительного чтения и логическое мышление; воспитывать уважение к людям.

Тип урока:     урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет Ф. Шиллера, учебники.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний. Эвокация.

1.         Проверка домашней задачи.

2.         Беседа.

•          В чем заключается своеобразность жанра баллады?

•          Какие виды баллад вы знаете?

•          Какие темы характерны для литературных баллад?

•          Что вы знаете о поэтических соревнованиях авторов баллад? (Гете и Шиллер соревновались друг с другом на протяжении 1797-1798 годов. Этот период назван «годом баллад»).

Слово учителя. Перед вами портрет Фридриха Шиллера. Сегодня мы знакомимся с творчеством поэта, о котором другой выдающийся немецкий поэт, его друг и наставник, Й. В. Гете сказал: «Телосложение его, осанка, походка, даже каждое его движение были преисполнены гордости. И лишь глаза у него были нежными. И талант его был таким же, как его внешность. Он смело брался за большой сюжет, исследовал его полностью, рассматривал со всех сторон... Его ничто не сдерживало, ничто не останавливало свободного полета его мысли. Все крупные планы он создавал свободно. Это настоящий человек».

3.         Сообщение темы и цели урока.

ІІ. Осознание содержания новых знаний.

1. Сообщение о Шиллере, заранее подготовленное учеником

Родился в неимущей семье полкового врача в Марбахе. Учился в «Академии» - учебном заведении закрытого типа, которым опекался герцог Карл Евгений. Главным предметом здесь была военная муштра. Единственной утехой было чтение. Здесь Шиллер получил профессию врача и начал писать. Летом 1787 года поселился в Веймаре, где жил кумир его юности Й. В. Гете. Со временем они стали друзьями. Гете поддерживал Шиллера и морально, и материально. Ныне прах обоих поэтов покоится в гробнице в Веймаре, а на площади им сооружен памятник.

1797 год в жизни двух поэтов называют годом баллад. Переписываясь, они прибавляли к письмам баллады. Среди них была и баллада «Перчатка».

Слово учителя. Итак, баллада «Перчатка». В основе сюжета — событие, которое якобы произошло при дворе французского короля Франциска І в период Средневековья. А героем баллады является рыцарь.

•   Что вам известно о рыцарстве, кодексе рыцарской чести? (Рыцарский кодекс чести: смелость, участие в турнирах, защита несправедливо оскорбленных, служение Волшебной даме, осуществление подвигов в ее честь и т.п.).

2. Чтение с предвидением.

2.1. Учитель формулирует задачи.

Итак, вам известен жанр произведения, время действия, кто является главным героем. По ключевым словам вы должны составить возможный сюжет. Надо использовать все слова.

Ключевые слова: игры-бои, король, лев, клетка, тигр, ворчать, третьи ворота, два леопарда, улеглись.

Выслушав «предвидение» учеников, учитель зачитывает первую часть баллады.

  • Игры-Бои посмотреть
  • Напротив своего зверинца
  • Сел король сам.
  • А с ним на высоком балконе
  • Сидели его придворные
  • И несколько препышных дам.
  • Король подал знак рукой -
  • И из клетки вышел к бою,
  • Ступая шагом уважительным,
  • Лев отважный:
  • Глянул
  • Кругом,
  • И зевнул,
  • И гривой тряхнул,
  • Потянулся исподволь
  • И улегся.
  • Снова король махнул рукой,
  • И вторая клетка
  • Отворилась вмиг,
  • А из нее,
  • Будто неистовый,
  • Тигр на арену мчится.
  • Стал напротив льва, как тать,
  • Да и ворчат
  • И, будто кнутом,
  • Лупит себя хвостом.
  • Высунул язык,
  • Искоса поглядывает,
  • Льва обходит,
  • Гневом дышит,
  • Снова сердито ворчит
  • И рядом с львом ложится.
  • Король еще раз дает знак, -
  • Отворились третьи ворота и оттуда
  • Два леопарда выбежали стрелой.
  • Кажется, их такая поймает злость,
  • Что тигра раздерут.
  • Тигр лапой ударил, как от отчаяния,
  • Лев смириться не мог -
  • Вскочил и вдруг лег.
  • В воздухе снова
  • Запахла кровь.
  • Хотя и улеглись звери.

Ключевые слова ко второй части произведения: перчатка, любовь, звери, храбро, поднимает, панство, хвала, счастье, лицо, бросает.

Ученики составляют свой вариант рассказа, сравнивают его с авторским.

Только - кто бы подумал?! - вон Перчатка за балкон

Летит из нежных женских рук

Между тех зверей.

К рыцарю Деларжу обернулась юная Кунигунда, смеясь: «Если любовь ваша не прошла, В в которой вы признавались когда-то, Поднимите перчатку!».

И рыцарь в ответ ей Храбро сбегает с балкона: Взгляд горячий, А зверей словно и не видит, Перчатку поднимает с пола.

Напуганное и удивленное до края, На него панство молча поглядывает. И вот он возвратился на балкон. Хвала ему со всех сторон звучит. И теперь какой-то волшебный сон Или счастья скорого плен Кунигунды улыбка обещает. Он перчатку бросил ей в лицо: «Не надо благодарить за это!» - И госпожу гордо покидает.

3.         Беседа с вопросами.

Почему нам не удалось предвидеть финал баллады?

Каким нашим представлениям он противоречит?

Почему же рыцарь поступил вопреки кодексу чести?

Это мы выясним, проанализировав балладу.

4.         Беседа с элементами анализа.

С какой целью изысканное общество собралось на балконе?

Какие звери должны развлекать публику, разрывая друг друга?

Является ли такой выбор случайным? Почему люди не увидели боя?

Как вы думаете, случайно ли на арене оказалась перчатка Кунигунды. Обоснуйте ответ. (Неслучайно. «Смеясь», предлагает девушка подобрать перчатку с арены, на которой раскинулись звери).

Зачем красавица это делает? (Она самоуверенная и жестокая, привыкла быть в центре внимания. Не умеет ценить человеческую жизнь, хочет унизить рыцаря). Понимает ли Деларж ее пренебрежение к себе?

Почему же тогда он все-таки идет за перчаткой? (Не хочет казаться трусом, ведь он рыцарь).

Был ли разумный выход из ситуации, которая сложилась?

Кто должен был прекратить жестокую игру Кунигунды? (Это должен был сделать король, и честь рыцаря не была бы запятнана).

Почему же он этого не делает? (Хочет развлечься. Не ценит человеческой жизни).

Как известно, сюжет баллады взят из хроники о рыцаре Деларже. А эпизод о поведении зверей на арене Шиллер придумал. С какой целью? Сравните поведение зверей и людей в балладе. Что хотел подчеркнуть автор? (Лев — царь животных, останавливает хищников, не допускает бессмысленного кровопролития, так как звери убивают, когда голодные. Король Франции, Франциск І, ничего не делает, во избежание кровопролития. Развлечения и интриги придворных он ставит выше жизни. Так автор утверждает, что в человеческом обществе властвуют законы еще более хищные, чем в животном).

•          Зачитайте описание Деларжа в тот момент, когда он спускается за перчаткой. О чем он свидетельствует? (Взволнованный, возмущенный, смелый).

•          Как изменяется отношение придворных и Кунигунды к Деларжу после того, как он поднял перчатку?

•          Почему он бросает перчатку в лицо красавицы? Что означает выражение «бросить перчатку»? Кому еще предназначен жест рыцаря? (Деларж пренебрегает общество, в котором не ценят человеческого достоинства и жизни. Он не хочет быть игрушкой ни в руках дамы, ни в руках короля, ни общества).

III.       Рефлексия.

1. Составление сенканов к образам Деларжа и Кунигунды.

Возможные варианты сенканов:

Образ Деларжа.

1.         Деларж.

2.         Мужественный, независимый.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector