Утверждение самоценности человеческой жизни в балладе Ф. Шиллера «Перчатка»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:   расширить знания учеников о литературной балладе; ознакомить с жизнью и творчеством немецкого поэта Ф. Шиллера; развивать навыки выразительного чтения, анализа баллады; воспитывать чувство достоинства, уважение к ценности человеческой жизни.

Оборудование: Портрет Ф. Шиллера.

Сделать из людей — Людей.

Ф. Шиллер

Ход урока.

І. Объявление темы, цели урока.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Литературная игра «Продолжи предложение».

•          Баллада — это … (Литературно-эпическое произведение фантастического, историко-героического, социально-бытового содержания с напряженным сюжетом).

•          Существуют такие виды баллад … (Фантастические, историко-героические, социально-бытовые).

•          Литературная баллада отличается от фольклорной тем, что … (Литературная написана одним автором).

•          Робин Гуд — это … (Главный герой английских фольклорных баллад, защитник бедных и обездоленных людей, любимый герой английского народа).

•          В балладе «Смерть матери Юговичей» рассказывается о…(О событиях, которые произошли на Косовом поле в 1389 г., где проходила битва между сербами и болгарами с одной стороны и турками с другой).

•          «Баллада Примет» Ф. Вийона вызывает интерес читателей и через 500 лет, так как … (Проблемы, которые волновали автора в то время, актуальны и для настоящего).

ІІІ. Работа по теме урока

1. Мотивация учебной деятельности.

- Что такое человеческая жизнь? На предыдущем уроке мы размышляли над этим вопросом. У каждого из нас есть свой собственный жизненный опыт. Поэтому художественное произведение, с которым мы познакомимся на уроке, поможет нам осознать, какую ценность нужно предоставлять человеческой жизни - как своей, так и чужой. Тема столкновенья личности с жестоким миром нашла свое отображение в балладе Ф. Шиллера «Перчатка».

2. Сообщение учеников о жизни и творчестве писателя.

Сообщение о жизни и творчестве Шиллера.

Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 г. в небольшом немецком городке Марбах. Мать его была дочерью сельского пекаря, отец - военным фельдшером. В детстве Фридриха отдали учиться в латинскую школу, но он был равнодушный и к латыни, и к катехизису. Только в старших классах юноша полюбил произведения римских классиков - Овидия, Горация, Вергилия. Настоящим праздником для школьника стало посещение герцогского театра в Людвигсбурге, где поселился отец, оставив военную службу. Дальнейшую судьбу Шиллера решил герцог, властный правитель Вюртемберга. Герцог был большим деспотом, но играл роль «просвещенного монарха», он создал собственную школу в Карлс-Шуле, преобразованную со временем в академию, но на самом деле это была «плантация рабов», как ее называли немцы. Вся система обучения заключалась в розгах, которыми наказывали за наименьшую вину. На беду семьи Шиллеров герцог заприметил Фридриха и заставил его пойти в академию на целых восемь лет. В 1780 году Шиллер закончил медицинский факультет академии и стал военным врачом с мизерным жалованьем, однако муштра и издевательства сопровождали его и после обучения. Единственным утешением была литература. Тайно он со своими друзьями читал Лессинга, Гердера, Виланда, Руссо, Плутарха. Еще в академии Шиллер начал писать драму «Разбойники», которая была завершена в 1781 году. Пьеса была поставлена в театре Мангейма и имела большой успех. Это произведение о бунте личности против деспотизма и лицемерия общества. Шиллер задумывает новые произведения, пишет целый ряд стихов, но его литературная деятельность вызвала гнев правителя. Герцог запретил ему писать что-нибудь, кроме медицинских произведений. За нарушение приказа - тюрьма. И Шиллер надумал убежать. Начались его странствования по Европе. В 1783 году он завершает работу над пьесой «Коварство и любовь», которая принесла автору новый триумф. Писатель много работает, серьезно изучает философию, историю. В его творчестве постепенно утверждается тип сильной личности, которая вступает в борьбу с несовершенным порядком, утверждает идеалы воли и справедливости и заботится об интересах всего человечества.

Летом 1787 года поэт поселился в Веймаре. Этот небольшой город в то время стал центром немецкой литературы. Там жили Гете, Виланд, Гердер. Гете помог Шиллеру устроиться профессором истории в Енском университете, однако в учреждении властвовала атмосфера завистливости и мелочности, и это угнетало поэта. Со временем Шиллер оставил профессорскую кафедру, тем не менее, работы над историческими и философскими работами не прекратил.

В числе друзей Ф. Шиллера была семья обнищавших дворян Ленгефельд – мать и две дочери. Поэт искренне полюбил младшую сестру Шарлотту. В 1790 г. они повенчались в тихой сельской церкви, их любовь выдержала все: и бедность, и болезни, и гнев правителей. У Фридриха и Шарлотты родилось пятеро детей, жена была с Шиллером до его последних дней, пережив поэта на 21 год. Он воспевал любимую в своих произведениях. Ода Шиллера «Триумф любви» стала навсегда гимном вечной любви.

  • Выразительное чтение стиха.
  • Лишь любовь, любовь живая
  • В бесконечности естества
  • Животворная сила!
  • Это же любовь, любовь звенит
  • Серебряными ручьями,
  • Это же любовь, любовь звенит
  • Громкими соловьями,
  • Это же любовь, любовь поет
  • В вечной музыке естества ...
  • Не найти без нее ворот
  • И бессмертия светлый храм,
  • Нам в эмпирии
  • Не войти без нее.
  • Лишь любовь, любовь живая
  • Нас ведет к божеству,
  • Возносит в эмпирии!
  • Счастье от любви
  • Люди и боги -
  • У нее все равны!
  • С ней небо - раем,
  • И земля сияет
  • Во внеземной красоте...
  • (Перевод Г. Лукаша).

Учитель. «Сделать из людей - Людей», - такую задачу поставил в своем творчестве и Фридрих Шиллер. Стремление приблизить духовное воскресение человечества ощущается в его драмах, стихах, балладах. Он старался показать общество таким, каким оно было на самом деле, однако при этом никогда не терял веры в человека и в его жизнь, Поэтому в его наследии, в частности в его балладах «Нурец», «Ивиковы журавли», «Перчатка» и др., мы найдем и глубокую боль за несовершенство мира, и вместе с тем большие идеалы гуманизма, воли, стремление к счастью.

Тема столкновенья личности с жестоким миром продолжается в балладе «Перчатка». В основе произведения - рассказ о событии, которое произошло будто бы при дворе французского короля Франциска ( 1515-1547). Прототипом героя стал рыцарь Деларж, о храбрости и любовных приключениях которого сохранилось много легенд.

3.         Выразительное чтение баллады учителем.

4.         Беседа с вопросами.

•          Какое впечатление оказала на вас баллада?

•          Как интерпретируется историческая легенда в произведении?

•          Какие два мира можно определить в балладе?

•          Поделите балладу на отдельные части. Какое значение имеет каждая из них?

•          Какой момент можно назвать кульминационным? Сколько кульминаций в произведении?

•          Какое значение имеет изображение зверей?

5.         Анализ произведения.

В балладе Ф. Шиллера «Перчатка» нет ничего фантастического. Историческая легенда приближается к реальной жизни, которая дает возможность писателю показать общее состояние человечества и место личности в нем. В балладе четко определены два мира: мир зверей (лев, тигр, два леопарда) и мир людей (король Франц, царедворцы, рыцарь Деларж, Кунигунда, дамы). В зверином миру идет борьба не на жизнь, а насмерть. Король Франц развлекается, устраивая бои в своем зверинце. Но такая же самая жестокая игра происходит и среди людей, которые ничем не отличаются от хищников. Кунигунда ради собственного удовлетворения способна послать на смерть влюбленного в нее Деларжа, не думая о последствиях. Перчатка - лишь повод ради развлечения. Упала она случайно между тигром и львом, или дама нарочно бросила ее - автор не пишет; но это и не существенно. Важно лишь то, что Кунигунда заставляет Деларжа поднять ее. А присутствующие молча наблюдают за жестокой игрой, как недавно они созерцали бой зверей.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector