Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания - грамотного ответа на вопрос: «Почему и в послевоенное время возникают произведения в войне?» Согласны ли вы с тем, что эта тема еще долго будет актуальной?

II. Мотивация познавательной деятельности учащихся

1. Слово учителя (с обращение к фотографии «Пискаревское кладбище»)

Эпитафия на центральном памятнике кладбища гласит:

«Здесь лежат ленинградцы -

Мужчины, женщины, дети,

Рядом с ними - солдаты-красноармейцы».
Мы обращаемся сегодня к одной из самых тяжелых страниц Великой Отечественной - к рассказу в Ленинградской блокаде.

В этого кладбища — непривычный вид: маленькие плитки с датами на огромном пространстве. Это братские могилы.

Сюда приходят не только в памятные даты, приезжают не только экскурсионные автобусы. Это память сердца.

И есть еще памятник - в начале Дороги жизни. Здесь начинался спасительный для многих путь на Большую землю. В первую очередь вывозили больных и детей. Дети в блокаду становились взрослыми раньше своих лет.
Один из блокадных мальчиков, поэт Юрий Воронов так сказал об этом:

В блокадных днях мы так и не узнали, Границ юностью и детством где черта. Нам в сорок третьем вещали медали

И только в сорок пятом - паспорта.

Мы сегодня читаем рассказ Юрия Яковлева в блокадной девочке, написанный, как бы от лица другой маленькой ленинградки. Рассказ написан в послевоенные годы. Наша задача - увидеть, как память связывает поколения, как она помогает научит нас чувству родины.

III. Работа над темой урока

1. Чтение текста рассказа учителем с небольшими остановками для комментариев и вопросов

Учител ь. Обратите внимание на эпиграф.

Мы привыкли, что эпиграф - это сроки, заключающие основную мысль произведения. В данном случае это указание на тему.

А) Первая страница

• «В меня есть подружка Таня Савичева...» Что значит - «в Танино время»? Кто такая для Тани Савичевой Валя Зайцева?

• Откуда Валя так подробно знает Талине? Кто мог ей это рассказывать?

• Почему, хотя Таню вывезли по Дорогое жизни, Валя говорит, что ее убили фашисты?

Б) Вторая страница — до «За 40 копеек»

• Зачем Валя Зайцева пришла на Дорогую жизни?

• Почему Валю оставили на строительстве памятника?

В) Третья и четвертая страницы вот «Я взяла у руки Танин дневник...»

до «И полочка сломалась»

• Можем ли мы сказать, что Вале тяжело было писать Таниным почерком?

• Знала ли Валя в смерти Тани раньше?

• Почему же теперь ей было очень трудно? (Она писала Таниным почерком Танин дневник и как бы перевоплощалась в Таню; она слишком хорошо - по рассказам соседей - знала близких Тани, и они били для нее не абстрактными, а конкретными людьми.)

• Что было для Валы самым тяжелым? (Писать слово «умер»: «...бетон бил жидкий, вон наползал на буквы. И слово “умер” исчезло. Мнет не хотелось писать его снова». «Я очень устала писать слово “умер”»)

• Почему на одной из страниц дневника вообще нет этого слова? (Там в маме: «не хватило сил написать»)

• Что произошло, когда Валя дописала последние слова?

Г) Чтение к конца

• К какому выводу приходит героиня рассказа?

• Согласны ли вы с девочкой?

2. Развитие речи. Устное рисование

Задание: Описать по воображению памятник, в работе над которым помогала Валя Зайцева. (После ответов учащихся сравнить описание учеников с фотографиями.)

3. Беседа с учащимися

• Можно ли назвать этот рассказ «путешествием во времени»?

• Что нового появляется в послевоенных произведениях на военную тематику? (Связь поколений, осмысление из будущего)

• Какой стиль речи преобладает в рассказе и почему?

4. Проведение ролевой игры «Я — режиссер»

Задание: Представьте себя, что вы — режиссер и снимаете фильм по данному рассказу. Выберите фрагменты для съемки и расскажите в нем по плану:

1) краткое содержание фрагмента;

2) крупный план;

3) звук;

4) цвет.

Мотивируйте предположительный подбор актеров.

IV. Чтение стихотворений в Великой Отечественной войне наизусть по выбору учащихся

V. Подведение итогов урока с использованием приема «Свободный микрофон»

• Что дало нам сегодня знакомство с рассказом Ю. Яковлева?

• Возникает ли у вас подобное чувство сопереживания, сопричастности к событиям, когда вы читаете книги, смотрите фильмы?

VI. Домашнее задание

Подготовиться к грамотному ответа на вопрос: «Что нового вошло в мою жизнь во время чтения произведений, посвященных Второй мировой войне?»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector