Урок внеклассного чтения. В Быков «Обелиск»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: Познакомить с содержанием повести в войне, написанной в послевоенные годы; показать дискуссионный характер произведения, раздвигающего рамки осознания героического, ставящего проблему выбора; воспитывать умение оценивать поступки героев не только с формальной, но и с нравственной точки зрения; воспитывать умение доказательно, эмоционально отстаивать свою точку зрения.

  • Иди в огонь за честь Отчизны,
  • За убежденье, за любовь,
  • Иди и гибни безупречно,
  • Умрешь не даром: дело вечно,
  • Когда под им струится кровь.

ХОДУРОКА

И. Вступительное слово учителя, мотивация познавательной деятельности учащихся

Очень часто, когда мы говорим в войне, то говорим в подвигах, в воинской славе, об известных героях. А как же то, кто отдал свою жизнь на незначительном рубеже, на « неглавном участке» фронта, чье имя вошло в скупые сводки погибших?

- Вспомним сегодня еще раз, как один из популярнейших поэтов военного времени А. Твардовский в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» писал:

  • …в глуши, в бою безвестном,
  • В сосняке, в кустах сырых
  • Смертью праведной и честной,
  • Пали многие из нас.
  • Пусть тот бой не упомянут
  • В списке славы золотой,
  • День придет - еще повстанут,
  • Люди в памяти живой.
  • И в одной бессмертной книге
  • Будут все навек равны –
  • Кто за город пал большой,
  • Что один во всей страны;
  • Кто за гордую твердыню,
  • Что у Волги в реки,
  • Кто за тот, забытый ныне,
  • Населенный пункт Борьки.
  • И Россия - мать родная –
  • Почесть всем отдаст сполна.
  • Бой иной, пора иная,
  • Жизнь одна и смерть одна.

Писатель Василий Быков, сам, будучи участником войны, раздвигает рамки героического, заставляет задуматься в психологии человека и мотивации его поступков, ставит в своей повести проблему выбора.

Его повесть «Обелиск», написанная в 1972 голую, вызвала бурную дискуссию в мотивах уступка главного героя, об оценке его окружающими. Давайте и мы попробуем разобраться в этой ситуации.

Белорусский писатель Василий Владимирович Быков - Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Вон, как и его сверстники, был призван в ряды Советской Армии и принял участия в сражениях. В. Быков не раз высказывал убеждение, что серьезное исследование войны невозможно без знания ее. Вот как вон рассказывает в себя:

«Я был ранен в ногу. Один танк повернул на меня. Я метнул противотанковую гранату, но неудачно, и едва успел подобрать ноги. Танк буквально вдавил в снег полы моей шинели...

Утром село снова атаковали немецкие танцы, смяли оборону. Я выполз из хаты на дорогую, еще меня подобрала последняя уходившая из села повозка. Один танк остановился против нашей хаты и расстрелял ее. Дом загорелася. Очевидно, все это и наблюдал мой командир батальона. Вон, конечно, не знал, что за пятнадцать минут удалось выползти на улицу. После госпиталя я попал в другую часть». Так будущий писатель оказался в списках погибших.

Герои повестей В. Быкова - рядовые участники войны в формальном меченный этого слова, но перед каждым из их стояла проблема выбора. Вопрос был не в том, как сохранить свою жизнь, а в том, как умереть достойно, как сохранить веру в торжество высшей идеи. Поступки его героев психологически достоверны, потому что исходным моментом является пережитое самым писателем.

«Я всегда писал в том, что пережил сам, что пережили мои товары-щи,- писал В. Быков, отвечая на анкету журнала.- Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но все, в чем я пишу, так или иначе, было».

II. Работа над темой урока

1. Развитие речи

задание: Продолжить фразу:

Учитель — это...

Сравнение с толкованием словаря С. Ожегова:

Учитель - 1. Лицо, которое обучает чему-либо, преподаватель. 2. Глава учения. Человек, который учит (научил) чему-либо (высокий стиль).

• Как вы думаете, в каком смысле это слово больше употребляется в повести?

• Кто из героев повести является учителем в 1 меченный?

• Кого из их можно назвать учителем в высоком понимании этого слова?

2. Беседа по тексту

• Вот чьего имени ведется повествование? (Два рассказчика - приезжий журналист и бивший учитель, зав роты, партизан Тимофей Ткачук)

• Что незримо объединяет этих двух собеседников — в формальном и в психологическом плане? Дорога - долго идут пешком, чувство вины: один долго собирался и не успел приехать и выслушать Миклашевича, чтобы помочь ему.- Приехал на похороны, другой - «сдался»: «Мороз бил нашей болячкой. На совести в обоих. В меня и в него. Ну да я что... Я сдался. А вон нет. И вот - победил. Добился своего. Жаль, сам не выдержал».

(Обращение к строке эпиграфа: «дело прочно».)

• В запятых эти сроки? В Миклашевиче - довел дело до конца. В Мороз.

Почему Ткачук срочно поехал знакомиться с Морозом? ( Из-за жалобы: «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит их без необходимой строгости, не выполняет программ»)

• Как состоялось первое знакомство? (Пилили дрова, ночевали здесь же в школе)

• Как сначала отнесся Ткачук к выполнению Морозом программ? Осталось ли его мнение неизменным? «Тогда я услышал вот него такое, что сначала вызвало во мне несогласие. А потом я стал допускать, что, возможно, вон в чем-то и прав. Как теперь погляжу с высоты моего пенсионного возраста, так вон бил абсолютно прав»

• В чем, считал Мороз, состоит первейшая задача учителя? («Можно ли в наше время бить образованным человеком, не читая Толстого? Да и вообще, можно ли бить человеком?») («Вон делал из их не отличников учебы, не послушных зубрил, а прежде всего - людей»; «достичь этого можно только личным примером в процессе взаимоотношений учителя с учениками»)

• Назовите поступки Мороза, говорящие в его активной позиции в отношениях с учениками. (Приютил и защитил Павлика Миклаше-вича, купил обувь и провожал зимой девочек, читал во время болезни «Войну и мир», взял на себя вину мальчика)

• Что поразило знакомых в поступке Мороза в начале войны? Каким словом это можно назвать с формальной точки зрения? Почему Мороз так решил? («Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем, учит мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь разчеловечили. Я за них еще сражусь»)

• Только ли для будущего работал Мороз? (Его помощь в настоящем - приемник, сводки, попытка ребят убрать предателя)

• За что схватили ребят, и какое условие поставили фашисты?

3. Инсценизация разговора Мороза с командиром партизанского отряда

Для учителя: сам диалог в тексте очень маленький. Необходимо домыслить слова, которыми командир пытается убедить, а потом просто остановить учителя.

4. Беседа с учащимися с элементами текстологического анализа

• Понимал ли Мороз, что его жертва бессмысленна, что фашисты все

равно не отпустят ребят?.. А почему вон пошел?

5. Использование приема «Свободами микрофон»

• Как ты оцениваешь поступок Алеся Ивановича Мороза?

(Кстати, так же, как и вон, пошел насмерть со своими учениками Януш Корчак.)

• Сказал ли Мороз ребятам, почему вон оказался с ними? Пытался ли вон обмануть своих учеников, какой-это надеждой, утешить?

• В какой высшей награде вон говорил им?

• Что стало дальше с Морозом и его учениками?

• Почему Алеся Ивановича решили доставить живым?

• Как казнили их в поселке?

• Случайно ли в виселицы была форма креста? (Крест - символ мученической смерти за вторых)

6. Работа над описанием

Задание: Близко к текста пересказать описание обелиска.

• На какие детали вы хотели бы обратить особое внимание? ( Ухоженность обелиска и территории вокруг него; имя Мороза дописано сверху - почему?)

• В чем хотели отказать Морозу формалисты? (В вечной памяти)

• А как вы считаете, должно ли быть имя Мороза на обелиске? (С использованием приема «Свободный микрофон»)

7. Проведение дискуссии

• Как вы думаете, зря или не зря погиб Алесь Иванович Мороз и как можно оценить его поступок - как подвиг или необдуманный шаг? Что им руководило - излишняя наивность или высокое понимание долга?

• Только ли в конкретном Алесе Ивановиче Мороз эта повесть? «Сколько у нас героев? Скажешь, странный вопрос? Правильно,

Странный. Кто их считал. Но посмотри газеты: как они любят писать об одних и тех же. Особенно, если этот герой войны и сегодня на видном месте. А если погиб? Ни биографии, ни фотографии. И сведения куцые, как заячий хвост. И непроверенные. А то и путанные, противоречивые. Вот мне, например, непонятно, почему героев, живых или погибших, должны искать пионеры? Почему это взрослые люди не заботятся, чтобы не было этих самых безызвестных? Почему они умыли руки? Где военкоматы? Архивы? Почему такое важное дело передоверено ребятишкам?»

• Поставленная ли последняя точка в истории Алеся Ивановича Мороза?

8. Выразительное чтение в лицах последнего эпизода романа

«Разговор в машине»

(Вот «Зря вы там за столом насчет Мороза..., «Вы понимаете, какой это аргумент?»)

Какими словами называет Ткачук людей, не понимающих уступка Мороза?

III. Подведение итогов урока

• Как мы с вами после чтения повести В. Быкова можем определить понятие «учитель»? (Учитель — человек, который учит, ведет за сбой своей личностью, поступками, учит быть людьми.)

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector