x x
menu

Урок внеклассного чтения. Р. Горак «Трижды мне являлась любовь»

Цель:         углубить представление учеников о личности И. Я. Франко не только как большого поэта и общественного деятеля, а и нежного человека, который стремился найти в жизни настоящую любовь; открыть ученикам мир его человеческих чувств и страданий, стремление к личному счастью; развивать читательские навыки учеников, умение анализировать и комментировать прочитанное; воспитывать у учеников умение уважать и ценить человеческие чувства.

Тип урока:     урок усвоения новых знаний.

Форма занятия: встреча в литературной гостиной.

Оборудование: мультимедийная презентация, произведение Р. Горака «Трижды мне являлась любовь».

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности учеников.

1.   Вступительное слово учителя.

Личная жизнь, отношения художников со своими близкими, друзьями помогают глубже понять их произведения. Вы уже познакомились с биографией И. Я.Франко, познали его сложные жизненные перипетии, частично знакомы с его произведениями. Чтобы глубже понять Франко-Лирика, вы должны были прочитать книгу Романа Горака «Трижды мне являлась любовь».

2.   Сообщение темы, цели, эпиграфа урока.

Работе с этим произведением и будет посвящен наш урок. Целью являются углубления представлений о личности И. Я.Франко не только как большого поэта и общественного деятеля, а и нежного человека, который стремился найти в жизни настоящую любовь; открыть мир его человеческих чувств и страданий, стремление к личному счастью; развивать читательские навыки, умение анализировать и комментировать прочитанное; воспитывать умение уважать и ценить человеческие чувства.

Эпиграфом урока используем такие слова И. Я. Франко:

Что счастье? Сие же иллюзия, Сие призрак, тень, заблуждение... О, ты, иллюзия моя... Неверная и любимая!

 

Попробуем осмыслить их и подумать над проблемным вопросом: был ли счастлив Иван Яковлевич в личной жизни?

II. Актуализация опорных знаний учеников.

1. Вступительное слово учителя.

- Любовь... Какое вместительное слово! В нем - целая жизнь Ивана Франко. Из любви к отцу и матери родилась у него любовь к жизни, стремление познать мир... Любовь к книге дала ему глубокие знания в области многих наук: философии, психологии, иностранных языков, литературы. Любовь к работе сделала его титаном, исполином духа, одним из наиболее высокообразованных людей того времени не только в Галиции, а и во всей Украине. А любовь к женщинам окрылила его духовно, подняла лирику на высочайшую ступень романтичности. Любовь писалась сердцем, укрывалась словами невыразимой боли и волнами-строчками безграничного счастья. «Трижды мне являлась любовь»,- сознается поэт, и три жмутка стихов из сборника «Завядшая листва» уже давно стали шедеврами мировой любовной лирики. Использовав название стиха Франко, Роман Горак создает повесть с таким же названием.

2. Беседа с учениками.

  • Что вы можете сказать о композиции повести? 
    • Какие названия имеет каждая из частей? (Часть первая «Одна несмелая, как лилея, белая...», часть вторая «Явилась вторая - гордая княгиня...», часть третья - «Явилась третья...- и глазам приятно...», часть четвертая - «Женщина, которая была рядом...»). 

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Слово учителя.

Полистаем страницы романа Горака , а вместе с ними и жизнь Ивана Франко.

Ольга Рошкевич... Первая любовь Франко. Просмотрим видеофрагмент о первой героине нашего романа - лолинской красавице Ольге, чтобы узнать о первой встрече.

2.  Просмотр видеофрагмента «Рошкевич ольга - 1» (2 мин 25 с).

3. Беседа с учениками

Что Вам известно об Ольге из прочитанного романа? (Ольга Рошкевич из семьи священника Михаила Рошкевича. Девушка довольно просвещенная, знала  немецкий и французский языки. Первый раз Франко увидел Ольгу, когда ей
 было 20 лет, в 1874 году. Франко советовал Ольге и ее сестре Михайлине браться за литературную деятельность. Печатая свои этнографические записи, она подписывалась псевдонимом «Надежда». Ей посвятил Франко свою
 первую книгу «Баллады рассказы», изданную в 1876 году).

 

Франко полюбил Ольгу с первого взгляда, а ответила ли она взаимностью? (Ответы учеников). Как подтверждение ваших слов — следующий видеофрагмент «Рошкевич Ольга - 2» (1 мин 14 с).

Если бы можно была пройти сквозь время и пространство. Если бы можно было...

Что бы нам рассказала Ольга?

4. Ролевая игра.

Тьма. Свет направлен на Ольгу - девушку, которая выполняет ее роль.

 — Это были блаженные волны для меня и Ивана, когда человек с человеком сходятся мыслями, подают по-дружески руку на поле самых святых порывов. Только Иван Яковлевич своими пылкими разговорами о жизни народа сумел
нас с сестрой Михайлиной повернуть лицам к реальной жизни,
сделал нашу жизнь интересной, преисполненной содержания. А я не могла прийти в себя от счастья! Неужели Господь такой милостивый ко мне? Неужели я буду идти бок о бок всю жизнь с человеком, которым не просто захватываюсь, уважаю, а которого до исступления люблю? Несчастье упало на нас внезапно... Франко был арестован «за социализм». В нашем доме был проведен обыск. По окраине поползли слухи, что Иван Франко страшный преступник. Репутация моего чтимого отца катастрофически падала. А я стала «притчей
во языцах». Боже! Лучше бы на мою голову посыпались камни, кажется, их удары у меня бы хватило силы терпеть. Но злые слухи, обманные сплетни, наветы, говорили: ишь какая грамотная, за умного хотела выйти замуж —
а едва не вышла за преступника,— я не имела сил этого вынести.

А мой отец приказал мне раз и навсегда выбросить из головы и вычеркнуть из своей жизни Ивана Яковлевича. Я попробовала не покориться воли отца, твердо промолвила: «Или Франко, или монастырь». Не судилось...

Выходит со сцены.

5. Слово учителя.

—  Мог ли кто устоять перед волей Михаила Рошкевича — жестокого в поведении, от гнева которого в доме все дрожали?! Сначала Ольга находит возможность посылать письма Франко. В их письмах еще полно надежды на совместную жизнь и счастливое будущее. В каждой строке пестреет от слов
 «любовь», «любимый», «любимая», «любимый». Но время уплывает, и Ольга начинает бояться за свое счастье. А, может, Иван, изменится, бросит ту свою работу, чтобы только могли пожениться? И Франко не понял Ольгу. Он не мог предположить мысли, что для своего личного счастья должен был покинуть
свои убеждения...

6. Беседа с учениками.

—  Как же складывается дальнейшая личная жизнь Ольги?

Ученик. В доме Ольги каждый день ссоры. Мать девушки ропщет на свою судьбу, которая наградила ее такой дочерью, на которую теперь показывают пальцами и над которой смеются воробьи... А об отце уже не следует и говорить... И вот однажды в Лолини, в доме Рошкевичей, появляется Владимир Озаркевич, сын посла, общественного деятеля, который совсем неожиданно просит у родителей руки... Ольги. Девушка долго и слушать не хотела о Владимире. И, в конце концов, дает свое согласие и выходит замуж за Озаркевича, надеясь освободиться от деспотии отца. Брак Ольги с Владимиром Озаркевичем был заключен в Лолине 14 сентября 1879 года. Долго никто не мог понять, что заставило Озаркевича жениться на дочери обедневшего священника, которая и вдобавок имела еще подпорченную репутацию. Только потом все стало ясно. Владимир сознательно, пренебрегая своей карьерой, перенося насмешки близких, протянул руку бывшей невесте Франко. Протянул из уважения к Франко. А его дом всегда был открыт для друзей Франко.

Учитель. И все же для Франко замужество Ольги было ударом. «А на самом ли деле Ольга его любила?» - закрадываются сомнения в душу поэта и выливаются на бумагу такие строки поэзии. Послушаем их.

Ученик

И ты лукавила с мной! Ах ангельские слова твои Были лишь враньем! И ты лукавила с мной! Ох, не во сне ли Любились искренне мы с тобой? И сердце бедное рвется во мне, Что ты лукавила со мной!..

Ученица

Я не лукавила с тобой, Клянусь правдой святой! Я честно думала и делала…

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать