Урок: Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта

Тема.
Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта Цель:
показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах; Воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства. Оборудование: портрет А. Пушкина; иллюстрации В.

М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге». ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть II.

Актуализация опорных знаний учащихся 1. Слово учителя — Говоря об обращении А.

С. Пушкина к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес поэта к прошлому, его умение «погружать» читателя в изображаемую эпоху путем введенная в текст баллады устаревшей лексики.

Но есть еще что-то, ради чего поэт обратился к прошлому Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его в настоящем вопросы, сделать свои мысли о современности достоянием общества. 2. Словарная работа (проверка домашнего задания) Вещий — (высокий стиль). Предвидящий будущее, пророческий. Словарь русского языка С.

И. Ожегова.— М. : Русский язык, 1990.— С. 82.

Віщій, кому все вьдомо и кто вьщает будущее; прорицатель, предсказатель; //умный, мудрый, смотрокь, предусмотрительный //разсудительный, умно и красно говорящій. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.

— М.: Русский язык, 1989.— Т. 1.

— С. 336. 3. Беседа с учащимися по домашнему заданию 1) Кого Пушкина называет в балладе «вещим»? («Вещий Олег») Почему он вещий? 2) Какое еще слово, понятие в балладе Пушкин сопровождается этим определением? («Вещий язык» — о волхвах) 3) Какие еще определения создают образ кудесника?

(«Мудрий старец», «вдохновенный кудесник») Учитель. Поскольку сюжет «Песни о вещем Олеге» Пушкина от летописного сказання в «Повести временных лет» отличается именно красно — красиво. Образами князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее. III. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выразительное чтение баллады в лицах 2. Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием Князь Олег Кудесник «Князь по полю едет на Берном коне» «...

подьехал Олег» «Из темного леса навстречу ему //идет вдохновенный кудесник» Учитель. Итак, князь разговаривает со старикомволхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство. (Обращение к иллюстрациям В. М. Васнецова) Князь Олег «могучий владыка» «соседивраги» «победой прославлено имя твоє» «волны и суша покорны тебе» «завидует недруг» «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя» «незримьш хранитель могущему дан» Кудесник «любимец богов» Ничего земного: ни богатства, ни положения Следствие могущества на земле; признано всеми и во всем Учитель. Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как «могучий», через некоторое время мы наблюдаем повторение характеристики, но на качественно новом зтапе, высоким стилем.

Отсюда и разговор свысока: Не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания («обрек он мечам и пожарам») либо награды. Что же отвечает князю собеседник?

Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен. Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет значення! Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе «волхвы», «им», причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с гордостью отмечает: «Правдив и свободен их вещий язык //И с волей небесною дружен». Он — как посланник, глашатай воли небес судьбы: «Запомни же ныне ты слово моє». Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление?

(Да, он отдал подробные и очень змоциональные (!) указания насчепг коня, он даже вспомнил о коне через время. ) А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся. ) Сбылись ли предсказания формально?

Какова реакция князя? (О коне Князь вспоминает в некотором смисле потребительски: «Мой конь и донине носил би меня» «Не ти под секирой ковьть обагрить //И жаркою кровью мой прах напоишь! » О кудеснике: Оскорбительно, за глаза: «Кудесник, ти лживий, Безумний старик! // Презреть би твоє предсказанье!

» О судьбе: «Вот где таилась погибель моя! //Мне смертию кость угрожала!») Чем заканчивается баллада? Кого показал Пушкин в образе кудесника? IV. Подведение итогов урока
Учитель.

Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем. Кто, по мнению Пушкина, «вдохновенный кудесник»? Чей «вещий язык» «правдив и свободен»? Кто не боится «могучих владык»? Вернемся к толкованию В. Даля: поэт — «…

умно и красно говорящий». Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин. V.

Домашнее задание Подготовка к конкурсу выразительного чтения баллад наизусть. индивидуальное задание: подготовить сообщение о Р. Стивенсоне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент