x x
menu

Урок русского языка 5 класс «Согласные звонкие и глухие»

Урок презентация – >скачать презентацию Цели: 1. Сформулировать представление о некоторых особенностях фонетической системы русского языка и русской звучащей речи. 2. Создать базу для усвоения основ русской орфографии и грамматики. 3. Повторить орф. №1,2, 3, синтаксис простого и сложного предложения. 4.

Вырабатывать навыки грамотного письма. 5. Развивать культуру устной и письменной речи.

6. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку. Ход урока. I. Объявление темы и целей урока. (Показ слайда № 1) П. Повторение. 1.

Два человека работают по карточкам у доски. Карточка № 1. Жалоба. Дядя прашу тебя, памаги Твоей плимяннице Оли, А то небудет ее наги В этой пративной школе Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил два, А сам сказал, что маю работу Даже несмок прочитать. Попраси его дядя исправить двойку И паставить мне пять. (При проверке демонстрируется слайд № 3) Задание: перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева.

Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки, исправьте их, подобрав проверочные слова и объяснив написание, расставьте знаки препинания. Какие орфограммы не усвоила Оля? Карточка № 2, Тест. 1) В каком слове окончание -и?

A. На печк... B.

К Марь... C.

С дорог... D. На площадк... 2) Укажи словосочетание: A. Играют и поют B. Грачи прилетели C.

Сладкий и горький D. Вкусный мед 3) В предложении Завтра будет сильный ветер слово «завтра» является: A.

Определением B. Обстоятельством C. Дополнением 4) Какое слово пишется слитно: A. (по)шел B. (по)дороге C. (по)набережной D.

(по)полю 5) На вопрос Что такое предмет? отвечает: A. Подлежащее B. Дополнение C.

Сказуемое D. Определение 6) Сколько звуков в слове «льют»? A. 4 B. 3 C. 5 D. 2 7) Какой знак нужно поставить в данном предложении?

-Марс самая маленькая планета. A. Запятую В. Тире B. Никакой C. Двоеточие 2. Два человека работают по карточкам на месте (карточки - по усмотрению учителя).

3. Работа с классом. Цифровой диктант (слайд № 2). - I вариант записывает номера сложных предложений, II вариант записывает номера предложений с однородными членами. 1) В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса. 2) Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше.

3) Отзвенит ручьями весна, и наступит лето. 4) Тут ее тоска взяла, и царица умерла.

5) В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь. 6) Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.

7) Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва. Весело, радостно играют у высокой сосны белки.

9) Красив, наряден русский лес. 10) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат. 4. Игра «Четвертый лишний». Ночь, меч, туч, встреч.

Ширь, чудо, жюри, жизнь. Налью, на пне, надою, напьюсь. Поздний, местный, прелестный, прекрасный. - По какому признаку одно слово в строчке лишнее? Ш. Объяснение нового материала. - Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы.

Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает увидеть глазу трудные места в словах. О месте, где может возникнуть ошибка, можно сказать, что это «ошибкоопасное» место.

Чтобы увидеть это место, надо понимать, почему оно возникает. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну. На предыдущих уроках мы рассмотрели, что гласные и согласные звуки могут оказываться в слабой и сильной позициях. Посмотрите на доску и ответьте на вопрос, почему звуки, стоящие в словах слева (слова справа закрыты), представляют трудность при подачи их на письме соответствующими буквами? (слайд № 4)

  • Дуб – дубы
  • Пруд - пруды
  • Кружка - кружек
  • Сказка - сказок
  • Ходьба - ходить
  • Прут - прутик
  • Косьба - косить
  • Молотьба - молотить
  • Крошка - крошить

(потому, что на месте «б» может произноситься [п], на месте «з» - [с] и наоборот) - По какому признаку данные звуки образуют пары? (По признаку звонкости - глухости). - Прочитайте слова. Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (Они оглушаются, т.е. произносятся как парные им глухие) Дуб - ду[п], пруд - пру[т] - Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед глухими согласными. (Тоже оглушаются) Кру[ш]ка, ска[с]ка - Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед звонкими. (Звонко, т.е. их произношение в этой позиции не меняется.) Хо[д’]ба - Как произносятся глухие согласные на конце слова? (Без изменения.) Пру[т] - Как произносятся глухие согласные перед звонкими? (Озвончаются, т.е. произносятся как парные им звонкие). Ко[з’]ба, моло[д’]ба - Как произносятся глухие согласные перед глухими? (Без изменений). Кро[ш]ка - Итак, трудности в правописании представляют те случаи, когда согласный звук видоизменяется в зависимости от позиции в слове: произносится как другой, парный ему по звонкости - глухости. Следовательно, за согласными звуками в этих позициях надо строго и зорко следить, надо вовремя их узнать, пока они в другом своем виде не проникли в тетрадь. Как это сделать? Как узнать, что произносим мы один звук: пру[т] - пруд и пру[т] - прут, а записать его надо двумя разными буквами. - Учащимся предлагается посмотреть на правую часть экрана, которая открывается на слайде № ^4 (по щелчку). Четко вслух читаются примеры, - Какие звуки и буквы употребляются во всех словах правого столбика после звонких и глухих согласных? (Гласные). - В результате проведенной работы учащиеся сами формулируют правило. - Чтение правила на стр. 112 учебника. Обращается внимание на сонорные согласные. IV. Закрепление. - На доске записаны слова:t гря...ка, тетра...ка, зу...ки, шу...ки, сне.. .ки, пиро.. .ки. (Слайд) - Зачитывается стихотворение, а дети вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова: Парные согласные самые опасные. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Слово быстро изменяй. Рядом гласный подставляй. - Где растет морковь? - На грядках. - Буквы пишут где? - В тетрадках. - Чистим что мы? - Чистим зубки. - Одеваем в холод? - Шубки. - Любим мы играть в.. .(снежки), - Печь из снега.. .(пирожки). - Парный в слове проверяй - Рядом гласный подставляй. - Грядка! Нет чего? - Нет грядок. - А тетрадка? - Нет тетрадок. - Зубки! - Изменили: зубы. - Шубки! - Проверяем: шубы. - Снежки - снежок. - Аппетитный.. .пирожок! - Работа с учебником. 1. Выполняются устно упражнения 276, 277, 278. В упр. 278 обратить внимание на аллитерацию, 2. Игра-эстафета «Не подводи свой ряд» Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова. 1 ряд: мо.. .г, ви.. .г, дро.. .д, съе.. .д, пое.. .д, ска.. .ка, зу.... 2 ряд: гво..дь, гру.. .ть, гро.. .дь, съе.. .т, ду..., ло.. .ка, зве.. .д. Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок. V. Обобщение материала. Выводы. Все напишем правильно И запомним правило. Парный в слове проверяй, Рядом гласный подставляй. Парные согласные Самые опасные. (Слайд № 6) VI. Домашнее задание. Повторить орф. № 4, 6. Упр. 281 Разработала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна Муниципальное общеобразовательное учреждение Подгоренская средняя школа №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать