Цель: усовершенствовать знания учеников об описании предмета; развивать их умения описывать отдельные предметы по картине, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать чувство уважения к людям искусства и патриотизм.
Тип урока: урок усовершенствования знаний, умений, навыков.
Оборудование: репродукции картин Екатерины Билокур, аудиозапись музыки Й. С. Баха.
Ход урока.
I. Организационный этап.
С целью создания эмоционального фона на уроке звучит музыка Й. С. Баха. Учитель размещает репродукции картин Екатерины Билокур на доске.
Приветствие и призыв к плодотворной работе на особом уроке - уроке творчества.
II. Проверка домашней задачи.
Устная речь - описание предмета по картине, над которой ученики работали раньше. Форма контроля - объединение контроля учителя и взаимоконтроля (рецензия на ответ товарища).
III. Актуализация опорных знаний.
Систематизирующая беседа (ретроспективный анализ):
- Какие стили речи вы знаете?
- Какие типы речи вам известны?
- По каким признакам можно легко определить научный стиль?
- Какие стилистические особенности для текста художественного стиля вы можете назвать?
IV. Объявление темы, цели урока.
1. Вступительное слово учителя.
На уроке развития связной речи мы работали с текстом научного стиля, характерными признаками которого были слова-термины, употребленные лишь в прямом значении, лаконичное и логическое изложение мыслей, отсутствие средств образности. Вы могли представлять себя учителями биологии и описывали для младших братьев и сестер комнатное растение. Сегодня нас ждет чрезвычайно интересная работа с художественным стилем речи, ведь на протяжении урока нам пришлось не только познакомиться с картинами чрезвычайно талантливой мастерицы, а и описать отдельные предметы на одной из ее картин.
2. Образный рассказ о Екатерине Билокур под музыкальное сопровождение и с использованием демонстрации отдельных репродукций.
Ее называли «гражданкой Богдановки», маляркой, чудачкой, так как родилась она в селе Богдановцы Полтавской области и, своими силами познавая мир и законы искусства, стала художницей, о которой Пабло Пикассо сказал: «Если бы у нас была такого уровня художница, мы бы заставили говорить о ней весь мир!». Екатерина Билокур не имела возможности учиться из-за нужды и непонимания со стороны родителей и односельчан, но пылко мечтала стать настоящей художницей и стала ею…В течение всей жизни она рисовала цветы — «глаза земли», деревья, овощи и фрукты родной земли, которую называла в письмах «матушкой-природой» и у которой училась рисовать все, что пылко любила. (Демонстрация репродукций картин «Цветы и березоньки вечером», «Арбуз, морковь, цветы», «Мальвы и розы», «Завтрак», «Цветы и березоньки вечером»).
- 3. Работа с репродукцией картины «Завтрак».
- 4. Беседа по картине:
- Какое первое впечатление от увиденного?
- Какие предметы изображены на полотне? (Буханка черного хлеба, молодой картофель в керамическом сосуде, кувшин, мелко покрошенная редька и малосольные огурчики, и, конечно же, цветы – георгины в стеклянной банке).
- Каким настроением пронизан весь натюрморт?
- Какие ассоциации (прямые или опосредствованные) вызывают у вас предметы, изображенные на полотне?
- Какой цвет является доминирующим в картине? О чем это говорит?
- Какие предметы изображены на картине?
5. Подготовительная работа с избранным предметом по схеме:
Форма организации учебной деятельности - микрогрупповая. Ученики сначала выбирают один из предметов для работы, после чего класс делится на микрогруппы, которые проводят работу в форме учебного мозгового штурма. Каждая группа анализирует свой предмет по параметрам: цвет, форма, размер, качество материала, ассоциативное поле и т.п.
Данное
новое (внешний и внутренний признаки)
Миска с картофелем… Керамическая, старинная, орнаментированная, темно-коричневая, блестящая… Литровая банка с георгинами //-//-// Буханка ржаного хлеба и т.п. //-//-//
Озвучивание результатов подготовительной работы, взаимное рецензирование, советы, пожелания относительно усовершенствования написанного.
V. Закрепление изученного на практике.
Написание описания предмета на черновике (форма организации учебной деятельности - индивидуальная).
VI. Итог урока.
VII. Домашняя задача.
Оформить отредактированные учителем варианты описаний в рабочие тетради.