Этот урок переключает внимание учеников на отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Домашнее задание, выполненное учениками, способствует тому, что класс сразу включается в разрешение этой проблемы. Сначала мы прослушиваем и коллективно оцениваем пересказ истории с кольцом в двух вариантах в сжатом и подробном. Затем обдумываем «Почему помощь Дубровского не подоспела?».
Многие ученики склонны лишь повторить в ответ на этот вопрос эпизод с кольцом и свести смысл событий к случайности. Учитель стремится обратить внимание класса на то, что причина событии связана со всем строем отношений Маши и Владимира Дубровского.
Психологическая сложность материала и трудность разговора «о любви» в 7-м классе побуждают нас избрать прием «непрямого» анализа текста. Класс вместе с учителем составляет монтаж сцен для выразительного чтения на тему «Маша Троекурова и Владимир Дубровский». В ходе составления монтажа проясняются многие вопросы, волновавшие учеников при первом чтении романа (Как возникла любовь Маши к Дефоржу? Что разделило Машу и Дубровского? Почему Марья Кирилловна медлила, не сразу обратилась за помощью к Владимиру? Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?).
Выразительное чтение по ролям помогает ученикам еще раз пережить драматическую историю любви, эмоционально присоединиться к сценам, логический анализ которых часто недоступен для пятиклассников.
Монтаж может включать в себя сцены из многих глав.
- Новый гувернер (глава VIII со слов «Сей учитель» до «Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие»).
- «Маша в него влюбилась» (глава VIII со слов «Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки» до конца главы).
- Бал (начало X главы, кончая словами «барышни насмешливо за ним примечали»).
- 4.. «Все любили молодого учителя» (глава XI от слов «Дубровский, овладев бумагами француза», кончая словами «в отсутствие начальника»).
- «Мне необходимо с вами говорить» (глава XII
- до слов «Между тем француза не находили»).
- 6, Письмо (начало XIV главы до слов «Кирилла Петрович был не один» и от слов «Марья Кирилловна жадно воспользовалась позволением удалиться» до конца главы).
- 7. «Я все знаю» (глава XV).
- 8. «Теперь поздно». (XVIII глава со слов «Обряд был кончен» до конца главы).
Чтение сцен ни в коей мере не должно переходить в разыгрывание диалогов. Это непосильная и нелепая затея для пятиклассников. В спектакле Ленинградского ТЮЗ а «Открытый урок» справедливо пародируется «номер» школьного концерта: наряженные в костюмы прошлого века дети, смущаясь, подмигивая с хохотком залу, играют сцену свидания из «Дубровского». На уроке нам важен разговор о том, как нужно читать эту сцену и почему, нам. необходимо дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельном эпизоде и представить в целом всю линию отношений Маши. и Владимира Дубровского вместе с тем выразительное чтение здесь не только предлог для анализа. Здесь мы уточняем читательское восприятие, совершенствуем его, активизируем эмоции, подводим к мысли о том, что любовь Владимира Дубровского к Маше оказалась не всесильной, что враждебные обстоятельства, разница положений, «предрассудки» и страх, жившие в душе Марьи Кириловны, в конце концов разделили героев.
Когда ученики с трудом читают слова Дубровского в сцене свидания (глава XV), мы спрашиваем у них: «А почему это так трудно читать?» И в герое, совершенно безупречном для них, дети начинают замечать некоторую высокопарность, книжность слога и мыслей. Мы не можем в пятом классе рассуждать о катастрофичности романтического мировоззрения но почувствовать, как неуместны здесь слова Дубровского, дети способны. И выразительное чтение помогает это сделать.
Начиная с этого урока анализ переходит в стадию заключительных занятий. Материал урока охватывает уже весь роман. Обобщения становятся более глубокими. Ученики не только ищут ответы на вопросы, но и защищают сложившиеся уже представления, аргументируют свою позицию,.
К следующему уроку мы поручаем ученикам подумать над вопросами: «Виноват ли Троекуров в смерти Дубровского?» и «Кто более неприятен и жесток: Троекуров или Верейский?». Оба вопроса создают проблемную ситуацию, подводят к теме следующего урока.