Урок первый по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

 «Чудовищная история», или Что сделала революция «из милейшего пса». Изучение творчества Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой серьезную методическую проблему, от решения которой во многом зависит успех или неуспех в изучении курса русской литературы в 11 классе, поскольку именно Булгаков, на наш взгляд, является одной из ключевых фигур мировой литературы ХХ века. Писателем, творчество которого, глубоко и всесторонне отражая свое время, восходит к общечеловеческим нравственным ценностям, утверждая неоспоримый приоритет человеческой личности перед классовыми, сословными или какими-либо прочими интересами. Образно говоря, Булгакова можно считать тем камертоном, по которому - как в нравственном, так и в художественном плане - можно  выверять  подлинную  литературу,   подлинные произведения искусства.

Опыт показывает, что оптимальным для изучения в 11 классе является выбор повести «Собачье сердце». Это произведение исследователи относят к вершинам творчества писателя, кроме того, оно занимает видное место в литературе «предвиденья и предупреждения», показывающей, к чему может привести потеря нравственных ориентиров как отдельным человеком, так и обществом в целом. Наконец, нельзя не считаться С тем, что в  этой повести Булгаковым на конкретно-историческом материале исследуются вечные для литературы вопросы о смысле жизни, о сущности человека, о добре и зле, об ответственности перед самим собой и окружающей жизнью.

Как положительный момент, облегчающий работу по изучению повести в школе, следует отметить сравнительно небольшой объем произведения, увлекательный сюжет, который обеспечивает читательский интерес учащихся. Наконец, нельзя не учитывать того, что по повести режиссером В. Бортко снят двухсерийный телефильм, к которому можно относиться по-разному, но нельзя не сказать, что фильм этот весьма точно следует за текстом произведения, незначительные «вставки  от себя»,  которые сделали его создатели, очень точно ложатся в художественную ткань повести, что также может быть использовано в ходе работы.

Предлагается апробированная система уроков по изучению «Собачьего сердца». Первый - посвящен знакомству с жизнью и творчеством писателя, рассмотрению основных моментов его творческой биографии, в центре последующих - сама повесть.

При подготовке первого урока основным методическим приемом является лекция в сочетании с самостоятельной работой учащихся, фрагментами исследования; на втором и третьем занятиях ведущая роль отводится комментированному чтению, осмыслению эпизодов и эвристической беседе. Сочетание этих методических приемов, их взаимосвязь и 'взаимодействие обеспечивают эффективность работы с текстом повести и постижение ее нравственно-эстетического содержания.

Поскольку «у каждого из нас свой Булгаков», материал первого урока представлен в форме плана, некоторые вопросы которого разработаны более подробно с целью разъяснения общего хода раскрытия темы всех трех уроков; остальные же - ориентированы на использование наиболее известных работ Л. Яновской, М. Чудаковой и В. Боборыкина. В конспектах уроков    указываются    соответствующие    фрагменты текста, обсуждение которых позволяет глубже раскрыть тему. Использование дополнительного материала оговаривается особо.

Урок первый

Тема: «Жития ему было... неполных сорок девять лет».  (В. Лакшин).

Цель учебная: рассмотреть своеобразие основных моментов жизни и творчества писателя, попытаться понять его жизненную философию, художественные и нравственные принципы.

Цель воспитательная: воспитание умения отстаивать свой взгляд на вещи, способности понять другого человека, его жизненную позицию, стремления стать личностью.

Оборудование: фотография писателя, альбом «Киев Михаила Булгакова», эпиграф к уроку (учителю на выбор предлагается один из трех):

  • «Познай, где свет - поймешь, где тьма».
  • (А. Блок. «Возмездие»)
  • «Человека можно уничножить, но его нельзя победить».
  • (Э. Хемингуэй. «Старик и море»)
  • «Время разбрасывать камки, и время собирать камни».
  • (Книга Екклезиаста)

Ход   урока

I.  Организационный    момент.    Объявление    целей урока, его темы, подготовка класса к работе. П.  Работа по теме:

План лекции учителя о жизненном и творческом пути М. А, Булгакова.

  • Семья будущего писателя. Киев в его жизни и судьбе.
  • «Звание с отличием». З; «Доброволец».

4. «Юный врач».

Б. Время «Белой гвардии».

  • «Бросил звание с отличием и писал...».
  • 20-е ГОДЫ В ЖИЗНИ и творчестве писателя.

При освещении последнего вопроса особое внимание следует обратить на вступление Булгакова в литературу - с одной стороны, газетная поденщина (об этом сказано в его записках «Тайному другу»), с другой - активное создание ряда первоклассных художественных произведений, о чем красноречиво  говорит своеобразная хронологическая таблица творчества писателя:

  • г. - «Похождения Чичикова», «Красная корона».
  • г. - «Дьяволиада», «Налет».
  • г. - «Ханский огонь», «Роковые яйца». 1923-1924 гг. - «Белая гвардия».
  • 1925    г.    (январь - март) -повесть   «Собачье   сердце» выход сборника прозы «Дьяволиада».
  • г. - «Я убил».
  • 1926-1927 гг. - «Записки юного врача».
  • г. - «Морфий».

Конец 20-х годов - начало работы над романом, который впоследствии получит название «Мастер и Маргарита». При рассмотрении этого вопроса особое внимание обращается на дату 5 октября 1926 года, день, когда состоялась премьера пьесы «Дни Турбиных», поскольку, надо полагать, именно «Дни Турбиных», имевшие своего персонального «Зрителя», от которого зависела судьба всей страны и каждого из её граждан, во многом определили  то,   что   Булгаков,    выражаясь   словами А. Галича, «умер в своей постели». Наверное, именно сейчас надо «обозначить» тему «Художник и власть», которая станет впоследствии одной из ведущих в творчестве писателя.

30-е годы в жизни и творчестве Мастера. Для рассказа об этом периоде жизни и творчества писателя используется таблица, в которой указаны даты создания и публикации наиболее значительных его произведений.

Примечание к плану: в зависимости от возможностей класса, с которым работает учитель, отдельные вопросы могут быть освещены учащимися, получившими индивидуальное опережающее задание. При этом организуется индивидуальная исследовательская работа учащихся, дорабатывается текст их сообщений и обеспечивается органичное использование самых содержательных в ходе лекции.

III. Домашнее задание:

  • Составить устный рассказ о писателе и его творчестве (ориентируясь на план лекции).
  • Перечитывая повесть «Собачье сердце», проследить по тексту (с закладками) за тем, как относится Булгаков к изменениям, которые произошли в окружающей действительности.

В. В. Гладыш кандидат педагогических  наук

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Adblock
detector