«Чудовищная история», или Что сделала революция «из милейшего пса». Изучение творчества Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой серьезную методическую проблему, от решения которой во многом зависит успех или неуспех в изучении курса русской литературы в 11 классе, поскольку именно Булгаков, на наш взгляд, является одной из ключевых фигур мировой литературы ХХ века. Писателем, творчество которого, глубоко и всесторонне отражая свое время, восходит к общечеловеческим нравственным ценностям, утверждая неоспоримый приоритет человеческой личности перед классовыми, сословными или какими-либо прочими интересами. Образно говоря, Булгакова можно считать тем камертоном, по которому - как в нравственном, так и в художественном плане - можно выверять подлинную литературу, подлинные произведения искусства.
Опыт показывает, что оптимальным для изучения в 11 классе является выбор повести «Собачье сердце». Это произведение исследователи относят к вершинам творчества писателя, кроме того, оно занимает видное место в литературе «предвиденья и предупреждения», показывающей, к чему может привести потеря нравственных ориентиров как отдельным человеком, так и обществом в целом. Наконец, нельзя не считаться С тем, что в этой повести Булгаковым на конкретно-историческом материале исследуются вечные для литературы вопросы о смысле жизни, о сущности человека, о добре и зле, об ответственности перед самим собой и окружающей жизнью.
Как положительный момент, облегчающий работу по изучению повести в школе, следует отметить сравнительно небольшой объем произведения, увлекательный сюжет, который обеспечивает читательский интерес учащихся. Наконец, нельзя не учитывать того, что по повести режиссером В. Бортко снят двухсерийный телефильм, к которому можно относиться по-разному, но нельзя не сказать, что фильм этот весьма точно следует за текстом произведения, незначительные «вставки от себя», которые сделали его создатели, очень точно ложатся в художественную ткань повести, что также может быть использовано в ходе работы.
Предлагается апробированная система уроков по изучению «Собачьего сердца». Первый - посвящен знакомству с жизнью и творчеством писателя, рассмотрению основных моментов его творческой биографии, в центре последующих - сама повесть.
При подготовке первого урока основным методическим приемом является лекция в сочетании с самостоятельной работой учащихся, фрагментами исследования; на втором и третьем занятиях ведущая роль отводится комментированному чтению, осмыслению эпизодов и эвристической беседе. Сочетание этих методических приемов, их взаимосвязь и 'взаимодействие обеспечивают эффективность работы с текстом повести и постижение ее нравственно-эстетического содержания.
Поскольку «у каждого из нас свой Булгаков», материал первого урока представлен в форме плана, некоторые вопросы которого разработаны более подробно с целью разъяснения общего хода раскрытия темы всех трех уроков; остальные же - ориентированы на использование наиболее известных работ Л. Яновской, М. Чудаковой и В. Боборыкина. В конспектах уроков указываются соответствующие фрагменты текста, обсуждение которых позволяет глубже раскрыть тему. Использование дополнительного материала оговаривается особо.
Урок первый
Тема: «Жития ему было... неполных сорок девять лет». (В. Лакшин).
Цель учебная: рассмотреть своеобразие основных моментов жизни и творчества писателя, попытаться понять его жизненную философию, художественные и нравственные принципы.
Цель воспитательная: воспитание умения отстаивать свой взгляд на вещи, способности понять другого человека, его жизненную позицию, стремления стать личностью.
Оборудование: фотография писателя, альбом «Киев Михаила Булгакова», эпиграф к уроку (учителю на выбор предлагается один из трех):
- «Познай, где свет - поймешь, где тьма».
- (А. Блок. «Возмездие»)
- «Человека можно уничножить, но его нельзя победить».
- (Э. Хемингуэй. «Старик и море»)
- «Время разбрасывать камки, и время собирать камни».
- (Книга Екклезиаста)
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление целей урока, его темы, подготовка класса к работе. П. Работа по теме:
План лекции учителя о жизненном и творческом пути М. А, Булгакова.
- Семья будущего писателя. Киев в его жизни и судьбе.
- «Звание с отличием». З; «Доброволец».
4. «Юный врач».
Б. Время «Белой гвардии».
- «Бросил звание с отличием и писал...».
- 20-е ГОДЫ В ЖИЗНИ и творчестве писателя.
При освещении последнего вопроса особое внимание следует обратить на вступление Булгакова в литературу - с одной стороны, газетная поденщина (об этом сказано в его записках «Тайному другу»), с другой - активное создание ряда первоклассных художественных произведений, о чем красноречиво говорит своеобразная хронологическая таблица творчества писателя:
- г. - «Похождения Чичикова», «Красная корона».
- г. - «Дьяволиада», «Налет».
- г. - «Ханский огонь», «Роковые яйца». 1923-1924 гг. - «Белая гвардия».
- 1925 г. (январь - март) -повесть «Собачье сердце» выход сборника прозы «Дьяволиада».
- г. - «Я убил».
- 1926-1927 гг. - «Записки юного врача».
- г. - «Морфий».
Конец 20-х годов - начало работы над романом, который впоследствии получит название «Мастер и Маргарита». При рассмотрении этого вопроса особое внимание обращается на дату 5 октября 1926 года, день, когда состоялась премьера пьесы «Дни Турбиных», поскольку, надо полагать, именно «Дни Турбиных», имевшие своего персонального «Зрителя», от которого зависела судьба всей страны и каждого из её граждан, во многом определили то, что Булгаков, выражаясь словами А. Галича, «умер в своей постели». Наверное, именно сейчас надо «обозначить» тему «Художник и власть», которая станет впоследствии одной из ведущих в творчестве писателя.
30-е годы в жизни и творчестве Мастера. Для рассказа об этом периоде жизни и творчества писателя используется таблица, в которой указаны даты создания и публикации наиболее значительных его произведений.
Примечание к плану: в зависимости от возможностей класса, с которым работает учитель, отдельные вопросы могут быть освещены учащимися, получившими индивидуальное опережающее задание. При этом организуется индивидуальная исследовательская работа учащихся, дорабатывается текст их сообщений и обеспечивается органичное использование самых содержательных в ходе лекции.
III. Домашнее задание:
- Составить устный рассказ о писателе и его творчестве (ориентируясь на план лекции).
- Перечитывая повесть «Собачье сердце», проследить по тексту (с закладками) за тем, как относится Булгаков к изменениям, которые произошли в окружающей действительности.
В. В. Гладыш кандидат педагогических наук