Урок первый по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

 «Чудовищная история», или Что сделала революция «из милейшего пса». Изучение творчества Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой серьезную методическую проблему, от решения которой во многом зависит успех или неуспех в изучении курса русской литературы в 11 классе, поскольку именно Булгаков, на наш взгляд, является одной из ключевых фигур мировой литературы ХХ века. Писателем, творчество которого, глубоко и всесторонне отражая свое время, восходит к общечеловеческим нравственным ценностям, утверждая неоспоримый приоритет человеческой личности перед классовыми, сословными или какими-либо прочими интересами. Образно говоря, Булгакова можно считать тем камертоном, по которому - как в нравственном, так и в художественном плане - можно  выверять  подлинную  литературу,   подлинные произведения искусства.

Опыт показывает, что оптимальным для изучения в 11 классе является выбор повести «Собачье сердце». Это произведение исследователи относят к вершинам творчества писателя, кроме того, оно занимает видное место в литературе «предвиденья и предупреждения», показывающей, к чему может привести потеря нравственных ориентиров как отдельным человеком, так и обществом в целом. Наконец, нельзя не считаться С тем, что в  этой повести Булгаковым на конкретно-историческом материале исследуются вечные для литературы вопросы о смысле жизни, о сущности человека, о добре и зле, об ответственности перед самим собой и окружающей жизнью.

Как положительный момент, облегчающий работу по изучению повести в школе, следует отметить сравнительно небольшой объем произведения, увлекательный сюжет, который обеспечивает читательский интерес учащихся. Наконец, нельзя не учитывать того, что по повести режиссером В. Бортко снят двухсерийный телефильм, к которому можно относиться по-разному, но нельзя не сказать, что фильм этот весьма точно следует за текстом произведения, незначительные «вставки  от себя»,  которые сделали его создатели, очень точно ложатся в художественную ткань повести, что также может быть использовано в ходе работы.

Предлагается апробированная система уроков по изучению «Собачьего сердца». Первый - посвящен знакомству с жизнью и творчеством писателя, рассмотрению основных моментов его творческой биографии, в центре последующих - сама повесть.

При подготовке первого урока основным методическим приемом является лекция в сочетании с самостоятельной работой учащихся, фрагментами исследования; на втором и третьем занятиях ведущая роль отводится комментированному чтению, осмыслению эпизодов и эвристической беседе. Сочетание этих методических приемов, их взаимосвязь и 'взаимодействие обеспечивают эффективность работы с текстом повести и постижение ее нравственно-эстетического содержания.

Поскольку «у каждого из нас свой Булгаков», материал первого урока представлен в форме плана, некоторые вопросы которого разработаны более подробно с целью разъяснения общего хода раскрытия темы всех трех уроков; остальные же - ориентированы на использование наиболее известных работ Л. Яновской, М. Чудаковой и В. Боборыкина. В конспектах уроков    указываются    соответствующие    фрагменты текста, обсуждение которых позволяет глубже раскрыть тему. Использование дополнительного материала оговаривается особо.

Урок первый

Тема: «Жития ему было... неполных сорок девять лет».  (В. Лакшин).

Цель учебная: рассмотреть своеобразие основных моментов жизни и творчества писателя, попытаться понять его жизненную философию, художественные и нравственные принципы.

Цель воспитательная: воспитание умения отстаивать свой взгляд на вещи, способности понять другого человека, его жизненную позицию, стремления стать личностью.

Оборудование: фотография писателя, альбом «Киев Михаила Булгакова», эпиграф к уроку (учителю на выбор предлагается один из трех):

  • «Познай, где свет - поймешь, где тьма».
  • (А. Блок. «Возмездие»)
  • «Человека можно уничножить, но его нельзя победить».
  • (Э. Хемингуэй. «Старик и море»)
  • «Время разбрасывать камки, и время собирать камни».
  • (Книга Екклезиаста)

Ход   урока

I.  Организационный    момент.    Объявление    целей урока, его темы, подготовка класса к работе. П.  Работа по теме:

План лекции учителя о жизненном и творческом пути М. А, Булгакова.

  • Семья будущего писателя. Киев в его жизни и судьбе.
  • «Звание с отличием». З; «Доброволец».

4. «Юный врач».

Б. Время «Белой гвардии».

  • «Бросил звание с отличием и писал...».
  • 20-е ГОДЫ В ЖИЗНИ и творчестве писателя.

При освещении последнего вопроса особое внимание следует обратить на вступление Булгакова в литературу - с одной стороны, газетная поденщина (об этом сказано в его записках «Тайному другу»), с другой - активное создание ряда первоклассных художественных произведений, о чем красноречиво  говорит своеобразная хронологическая таблица творчества писателя:

  • г. - «Похождения Чичикова», «Красная корона».
  • г. - «Дьяволиада», «Налет».
  • г. - «Ханский огонь», «Роковые яйца». 1923-1924 гг. - «Белая гвардия».
  • 1925    г.    (январь - март) -повесть   «Собачье   сердце» выход сборника прозы «Дьяволиада».
  • г. - «Я убил».
  • 1926-1927 гг. - «Записки юного врача».
  • г. - «Морфий».

Конец 20-х годов - начало работы над романом, который впоследствии получит название «Мастер и Маргарита». При рассмотрении этого вопроса особое внимание обращается на дату 5 октября 1926 года, день, когда состоялась премьера пьесы «Дни Турбиных», поскольку, надо полагать, именно «Дни Турбиных», имевшие своего персонального «Зрителя», от которого зависела судьба всей страны и каждого из её граждан, во многом определили  то,   что   Булгаков,    выражаясь   словами А. Галича, «умер в своей постели». Наверное, именно сейчас надо «обозначить» тему «Художник и власть», которая станет впоследствии одной из ведущих в творчестве писателя.

30-е годы в жизни и творчестве Мастера. Для рассказа об этом периоде жизни и творчества писателя используется таблица, в которой указаны даты создания и публикации наиболее значительных его произведений.

Примечание к плану: в зависимости от возможностей класса, с которым работает учитель, отдельные вопросы могут быть освещены учащимися, получившими индивидуальное опережающее задание. При этом организуется индивидуальная исследовательская работа учащихся, дорабатывается текст их сообщений и обеспечивается органичное использование самых содержательных в ходе лекции.

III. Домашнее задание:

  • Составить устный рассказ о писателе и его творчестве (ориентируясь на план лекции).
  • Перечитывая повесть «Собачье сердце», проследить по тексту (с закладками) за тем, как относится Булгаков к изменениям, которые произошли в окружающей действительности.

В. В. Гладыш кандидат педагогических  наук



Портретная характеристика персонажей