x x
menu

Урок на тему: С. Васильченко «Свекор»

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем С. Васильченко; развивать умение выразительно читать и пересказывать рассказ, определять его идейно-тематическое направление, характеризовать образ главного героя; выделять основную мысль в произведении, грамотно высказывать собственные наблюдения, дискутировать, отстаивать собственную точку зрения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству С. Васильченко; любви, взаимоуважения в семье; прививать ученикам черты доброты, чуткости, заботливого отношения к людям.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет С. Васильченко, библиотечка произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Дайте определение юмора. С какой целью писатели используют его в собственных произведениях?

• Приведите примеры доброжелательного юмора, ссылаясь на опыт и изученные литературные произведения.

• Какие произведения художественной литературы о детях вы знаете? Имеют ли они связь между собой?

• Как вы относитесь к своим родителям? Чему они учат вас?

• Чем мы обязаны своим родителям? Бывают ли у вас с ними некоторые недоразумения? Из-за чего?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Лучший путь сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.
  • О. Уайльд.
  • Добрые дети - родителям венец, а злые дети - конец.
  • Народная пословица.
  • Произведения С. Васильченко озвучивают в человеческих сердцах самые потаенные лирические струны, оживляют веселые улыбки, утверждают высокие порывы к красоте и гуманизму.
  • О. Непустой, В. Олейник.

2. Вступительное слово учителя о С. Васильченко как детском писателе.

С. Васильченко, писатель и учитель, всегда любил детей и посвятил им немало искренних и правдивых произведений, в которых подал целую галерею детских образов.

Переживая за судьбу детей из народа, Васильченко считал, тем не менее, «неестественным рисовать их жизнь одними печальными красками... Не следует умышленно гасить бодрость, жизнеспособность, радость, жизнь...».

Дети - герои  рассказов Васильченко - бодрые, остроумные, полные энергии, сообразительные, любознательные. Жизнь бедняцких детей - бесхлебная и невеселая, от недоедания они худые аж светятся, становятся печальными и грустными, но достаточно им ласковое слово сказать, приласкать, и они искренне, младенчески утешаются. И это лишь начало пути, где их будут ждать разочарования, столкновенимя с социальной несправедливостью и борьба за человеческое достоинство. Детский мир маленьких героев, словно капля чистой родниковой воды, вбирает в себя и отражает лучи солнца и тучи жизненные.

За сравнительно короткое время имя Степана Васильченко стало довольно популярным, наилучшие его произведения из учительской жизни, о крестьянах и их детях получили признание среди широких читательских кругов.

3. Обработка произведения С. Васильченко «Свекор».

3.1. Выразительное чтение, пересказ отрывков из произведения.

3.2. История написания произведения «Свекор». Впервые опубликовано в газете для детей старшего и младшего возраста «Молодая Украина», которая издавалась в Киеве (1911, № 9).

В украинскому литературно-художественном и экономически-научном журнале «Новая община», где впервые была напечатана авторская инсценировка «Свекра» (1924, № 36), через год (1925, № 5-6) С. Васильченко писал: «Детей эта пьеска захватывает своим художественным комизмом. Об успехе ее свидетельствует и то, что на протяжении трех месяцев вышло ее второе издание».

3.3. Особенности названия произведения.

С мягким доброжелательным юмором писатель изображает образ Василька, который любит «старовать», т.е. серьезно, по-взрослому поучать старших. Поэтому главный герой и есть «Свекром».

3.4. Тема: изображение маленького Василька - свекра, который хочет вступить в брак, быть хозяином, но, узнав о тягостности и ответственности этого дела, сразу отказывается от собственного решения.

3.5. Идея: высмеивание Василия за старание вступить в брак с Анной, которая спасла его из грязи, и желание мальчика вести безопасную и беззаботную жизнь.

3.6. Основная мысль: хозяйствование оказывается не на словах, а в конкретной деятельности, добросовестной работе, большой ответственности за порученные дела.

3.7. Жанр: рассказ социальной направленности.

3.8. Сюжет и композиция. Маленький  мальчик Василий, который было прозван свекром из-за того, что он все время всем ставил на вид, чем-то был недовольный, решил вступить в брак. Все было готово к сватанью. А когда отец обязал сына работать, зарабатывать деньги, присматривать за семьей, Василий мгновенно изменяет собственное желание и говорит: «Так то и жениться!.. Там тебе такая морока и что пусть его и палач возьмет! ..».

За внешне благополучным семейным уютом кроется социальная несправедливость: не так уже беззаботно живется родителям и старшим братьям и сестре Василия, которые с утра и до ночи тяжело работают. Их жизнь полна всяческих невзгод, но они умеют пошутить, посмеяться.

Экспозиция: Василий, который всегда у взрослых вызвал улыбку, всем старался поставить на вид, чем-то высказать собственное неудовольствие.

Завязка: выявление желания мальчика вступить в брак с Анной, которая спасла из грязи его самого и его сапоги.

Кульминация: чтобы быть хозяином, нужно зарабатывать деньги, присматривать и кормить родителей, но это не для Василия.

Развязка: бракосочетание для Василия - большая морока.

3.9. Характеристика образа Василия.

Ориентировочный план.

1) Василий – самый младший ребенок в семье бедного крестьянина.

2) Портрет мальчика. («...серыми большими глазами, которые сурово осматривали всякого из-под большого лба, уважительная походка; позовет, будто кричит старый, бородатый Николай - чабан»).

3) Василий - «свекор».

4) Черты характера «свекра»:

а) непоседливый;

б) всегда чем-то недовольный;

в) праведник (любит поучать других);

г) ленивый к чтению;

д) безопасный;

е) наивный.

5) шутка с героем относительно его бракосочетания.

3.10. Обработка содержания произведения с вопросами:

• Слышали ли вы в разговоре взрослых слово «свекор». Кого оно касается?

• Почему Василий всегда вызвал улыбку у взрослых?

• В чем проявляется «старование» Василия?

• От какого любимого дела пришел в восхищение мальчик?

• Как «свекор» относился к обучению?

• Чем объяснить то, что Василий дал согласие на бракосочетание?

• Что мы узнали о семье, в которой жил мальчик?

• Какой представлял «свекор» свою жену?

• Чем заслужила большого внимания Василия чернобровая Анна?

• Какие обязанности были у отца мальчика как хозяина?

• Почему Василий отказался вступать в брак?

• Как мальчик воспринял шутку относительно себя?

• Какой вывод сделал «свекор» относительно собственного бракосочетания?

• Что комического в произведении?

• Чему учит нас этот рассказ?

V. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. Когда Василий гремел, то, не видя его, можно было по думать, что это:

а) гром среди ясного неба;

б) кричит старый, бородатый Никита-Чабан;

в) какой-то чародей осуществляет свое колдовство.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать