Урок на тему – Песни летнего календарного цикла

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Урок по циклу песен: “Во ржи на межи», “Ой бежит, бежит малая девушка», «Проведу я русалочку к бору», «Заплету венчик», «Ой венок, мой венок», «Маяло житечко, маяло», «Там в поле криниченька»

Цель: продолжить знакомить школьников с обрядовой поэзией украинцев, в частности с песнями летнего цикла; научить понимать магическую силу обрядовых песен для наших предков, различать и называть их разновидности; развивать эстетичное восприятие народных песен, умение ощущать неповторимую красоту обрядовых произведений; память, умение грамотно, последовательно высказывать собственные мысли, чувства; формировать мировоззрение; воспитывать любовь и уважение к знаменитому прошлому народу, к его истории, обычаям и традициям, прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: записи народных песен, иллюстрации, ученические рисунки, сборники произведений обрядовой поэзии, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Вопрос:

• Дайте определение народной песни.

• Почему люди сочиняли песни?

• Как обычаи, обряды, верования отображались в народных песнях?

• Что вам понравилось в веснушках? Мотивируйте свой ответ.

• Какие летние народные праздники вам известны? Что вы о них знаете?

• Какое значение имеет применение в народных песнях анафор, рефренов? Приведите примеры.

III. Проверка домашней задачи.

1. Опрашивание учеников наизусть веснушки по их выбору. Мини-конкурс «Лучший исполнитель обрядовой поэзии весеннего периода».

2. Обзор ученических рисунков к летнему циклу календарно-обрядовой поэзии с соответствующим кратким комментарием.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

V. Основное содержание урока.

  • Что за милозвучность и красота,
  • не говоря уже о классической простоте
  • та непосредственность вдохновения! Сие - источник,
  • из которого на здоровье долго еще будут пить потомки.
  • Меткость выражения - чрезвычайная, а сжатость просто не передаточная.
  • М. Грабовский.

2. Обработка песен летнего календарного цикла.

Согласно летним праздникам и обрядам выделяются такие жанры устного народного творчества, которые сопровождали маевки, русальные, петривчаные, купальские, собитковые и царинные песни.

2.1.1. «Во ржи на межи».

2.1.1.1. Выразительное чтение обрядовой поэзии.

2.1.1.2. Тема: изображение русалки, которая, сидя на кривой березе, обратилась к девушкам с просьбой, чтобы те дали ей рубашку.

2.1.1.3. Идея: вера людей во все сокровенные мифические силы, умение контактировать с ними.

2.1.1.4. Основная мысль: единство человека с мифическим миром.

2.1.1.5. Обработка содержания произведения с вопросами:

• Кто такие русалки? Какие они бывают?

• С какой просьбой русалка обратилась к девушкам?

• Для чего, по вашему мнению, русалке нужна была рубашка, хотя бы любая?

• Нарисуйте устно картину по этому произведению.

2.1.2. «Ой бежит, бежит девушка».

2.1.2.1. Выразительное чтение произведения.

2.1.2.2. Тема: отображение русалки, которая, догнав маленькую девочку, предложила ей отгадать три загадки.

2.1.2.3. Идея: возвеличить, с одной стороны, мудрость русалки, а с другой - осудить ее стремление хитростью завладеть человеческим ребенком.

2.1.2.4. Основная мысль: старание русалки завладеть маленькой девочкой путем предоставления ответа на загадки, которые ребенок не отгадал бы, учитывая свой возраст.

2.1.2.5. Анализ содержания обрядовой поэзии с вопросами:

• Почему русалка бежала за девушкой?

• Какие загадки русалка предложила девушке? А вы можете их отгадать?

• Справилась ли девушка с задачей русалки? Давайте поможем вернуться девушке к отцу.

• Что вы знаете о загадках как жанре устного народного творчества? Приведите примеры.

• Для чего, по вашему мнению, в песне применены загадки?

• Что свидетельствует о мудрости и хитрости русалки?

Примечание. Хотя русальные песни преисполнены глубокого лиризма, поэтизации образов лесных, полевых и водных существ, считалось, что русалки могут нанести много вреда людям и даже забрать их с собой на тот свет. Часто в этих произведениях присутствует мотив загадывания русалкой загадок человеку, с которым она встретилась. Но очень часто эти песни завершаются тем, что «Девушка загадок не разгадала, Русалочка девушку защекотала».

2.1.3. «Проведу я русалочки к бору».

2.1.3.1. Выразительное чтение поэзии.

2.1.3.2. Тема: изображение проводов русалочек в бор, чтобы они не наносили людям вред.

2.1.3.3. Идея: старания людей избавиться от русалок.

2.1.3.4. Основная мысль: благосостояние, благополучие людей зависит от того, как они избегают отношения с русалками.

2.1.3.5. Обсуждение содержания обрядовой поэзии с вопросами.

• Из-за чего люди, провожая русалок в бор, старались избежать дальнейшего контакта с ними?

• Какой вред наносили русалки людям? Почему люди старались по-доброму расстаться с русалками?

• Как это произведение связано с предыдущими?

• Объясните свое поведение, если вы встретитесь с русалкой.

Примечание. Завершение Русалий торжественными проводами русалок из села, которое сопровождалось кое-где вождением девушки, проводами к воде (что, очевидно, является заменой бывшего жертвоприношения, после которого она сама «становилась русалкой»).

2.2.1. «Заплету венчик».

2.2.1.1. Выразительное чтение поэзии.

2.2.1.2. Тема: отображение значения венка для молодой девушки.

2.2.1.3. Идея: прославление обряда плетения венка, который будет оказывать содействие счастливой судьбе молодице.

2.2.1.4. Основная мысль: сплетенный венок - оберег от любых неурядиц и препятствий для счастья девушкам.

2.2.1.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Что означает для девушки плетение венка?

• Из чего девушки его сплетали?

• Для чего сплетенный венок пускали «на быструю воду»?

• О чем свидетельствует необходимость плетения венка в сопровождении песни?

• Расскажите о венке как давнем языческом символе.

2.2.2. «Ой венок, мой венок».

2.2.2.1. Выразительное чтение поэзии.

2.2.2.2. Тема: предоставление значимости венку для решения дальнейшей судьбы девушки.

2.2.2.3. Идея: на примере плетения венка прославить обычаи и обряды украинского народа.

2.2.2.4. Основная мысль: плетение венка - ожидание девушки лучшего будущего, счастливой судьбы.

2.2.2.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Сложно ли было девушке плести венок?

• Для чего она его плела?

• Чем была встревожена девушка? («А матушка взяла (венок), миленькому дала»).

• Как сама девушка относилась к своему венку? (С уважением, любовью; он висел «на золотом колышке, шелковом шнурочке»).

• Какой вид имел бы новый сплетенный венок девушки для миленького? («Золотом озолотила, мятой обвила»).

2.2.3. «Купайло, купайло».

2.2.3.1. Выразительное чтение произведения.

2.2.3.2. Тема: изображение места, где Купайло зимовал, ночевал, находился летом.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector