Цель: распространить знания учеников о жизненном и творческом пути Б. Гринченко; проанализировать произведение «Сирко», выясняя при этом его идейно-тематическое направление, композицию, содержание; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность, умение строить соответствующие заключения, обобщения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения, благодарности к художникам Харьковщины, их творческой деятельности; интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Б. Гринченко, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Почему, на ваш взгляд, Б. Гринченко считается писателем нашего родного края?
• Можем ли мы гордиться тем, что имеем писателей Харьковщины? Почему?
• Охарактеризуйте сказку как литературный жанр.
• Какие бывают сказки? (Народные и литературные, социально-бытовые, фантастические, о животных).
• Назовите известные вам сказки. Какие из них ваши любимые?
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Основное содержание урока.
- Я хочу, чтобы сказка была правдоподобная,
- а не похожая на беспорядочный сон,
- чтобы в ней не было ни банальностей, ни ерунды.
- А больше всего мне хочется,
- чтобы под вуалью вымысла проникновенный взгляд
- мог узнать в ней глубокую истину...
- Вольтер.
1. Вступительное слово учителя.
Сколько художников слова вырастила родная Харьковщина для нашей страны. Их произведения являются действительно шедеврами, они достойны того, чтобы ими гордились, во время чтения - ощущали наслаждение, удовлетворение, радость. На произведениях этих литературных волшебников воспитывается, развивается, учится жизни наше будущее. Сегодня мы отправляемся в сказочный мир Б. Гринченко, писателя нашего родного края.
3. Работа над сказкой Б. Гринченко «Сирко».
3.1. Выразительное чтение сказки.
3.2. Тема: изображение собаки Сирко, который старался зарабатывать себе на жизнь «легкий хлеб» по волчьим законам, но не смог.
3.3. Идея: возвеличивание честности, порядочности, трудолюбия; осуждение лени, коварства, полезности.
3.4. Основная мысль: честная и добросовестная работа оказывает содействие полноценной жизни; возражает преступность, кражу; украшает человека. «Глупо хлеб нельзя есть, Надо зарабатывать!».
3.5. Жанр: литературная сказка о животных.
3.6. Проблематика произведения:
• добро и зло;
• верность (дружба) и измена;
• трудолюбие и лень.
3.7. Композиция.
Экспозиция: знакомство с Сирко, его обязанностями в человеческом хозяйстве.
Завязка: нарекание человека о лени Сирко. Собака решает покинуть хозяина и искать лучшего места. Встреча Сирко с волком.
Кульминация: собака за совершенное преступление была побита.
Развязка: возвращение Сирко домой; собака в скором времени стала трудолюбивой.
3.8. Обсуждение содержания сказки. Беседа с вопросами:
• Назовите обязанности Сирко у человека.
(От волков глядите скот, Зверя отогонять, А днем, как наешься, То ложись и спать).
• Можно ли исправить ленивое поведение собаки? Почему?
• Как мы можем охарактеризовать мужчину-хозяина собаки? (Трудолюбивый, добрый, вежливый, умеет прощать зло).
• Почему собака называет волка братом?
• Чем объяснить «радость» волка относительно «дружбы» с Сирко?
• В чем проявляется хитрость и коварство волка?
• Что ощутила собака, когда поняла измену волка? А вас, уважаемые школьники, кто-нибудь предавал? Как на это вы реагировали?
• Как понять такое нарекание людей Сирку: «Когда ты собака, - говорят, - так не лазь с волками!»?
• Нужна ли была такая «наука» Сирку, чтобы снова стать трудолюбивым, порядочным? Собственные мысли прокомментируйте.
• Сочувствуете ли вы Сирку, которого сильно побили? Ответ мотивируйте.
• Что победило, по вашему мнению, в сказке: зло (лень) или добро (трудолюбие)?
• Каким вы представили Сирко после чтения сказки? (Косматый, ленивый, а потом трудолюбивый). Сделайте устный рисунок.
3.9. Дискуссионный вопрос.
- Вспомните украинскую легенду «Почему пес живет рядом с человеком?».
Что соединяет это произведение со сказкой «Сирко» Б. Гринченко.
3.10. Задача-Игра: подобрать как можно больше слов для характеристики Сирко, волка.
Например: Сирко - ленивый, неосмотрительный, наивный. Волк - хитрый, коварный, льстивый, жестокий, лживый, злой...
3.11. Цитатный план произведения.
1. Был когда-то Сирко, Собака, жил у человека...
2. Но Сирко наш был ленивый, Спал и день, и ночь...
3. Человек Сирку говорит: «Глупо хлеб нельзя есть, Надо зарабатывать».
4. На хозяина рассердился Наш Сирко косматый ...……………………......И бежит в лес.
5. «А здоров, волк-брат!» Будем мы с тобой жить.
6. К амбару вдвоем полезли: «Здесь нам добыча будет».
7. А Сирко ...волку выбрасывает Уже овцу сытенькую.
8. Волк овцу схватил и убежал.
9. «Обманул меня волк...» (Сирко).
10. Прыг снова тогда в загон для скота, А в загоне для скота люди.
11. И Сирку пойматься сейчас пришлось.
12. А Сирко кричит: «Не волк я...» Но хотя! По спине у него уже гуляет ломака!
13. Наверное бы, и убили. Но Сирко увидел дырку – Прыг туда изо всех сил.
14. И никуда уже не бегал он никогда из дома... Бережет амбар и конюшню зверя отгоняет.
V. Закрепление обработанного материала.
1. Решение тестовых задач (Б. Гринченко «Сирко»).
1. У кого жила Собака Сирко?
а) господина; б) старца; в) мужчины.
2. В какое время года у Сирко было больше всего работы? а) ночью; б) утром; в) днем.
3. В обязанности Сирко входили:
а) лаять на каждого, кто подойдет к нему; б) стеречь скот от волков; в) охотиться на зайцев.
4. Какая черта характера наиболее присуща Сирку? а) лень; б) ответственность;
в) жестокость.
5. Кто нанес ущерб хозяину, когда Сирко спал? а) вор волк; б) соседи; в) воробьи.
6. За что Сирко обиделся на хозяина?
а) Запрещал спать псу; б) не давал своевременно пищу; в) перестал выводить на прогулку.
7. Что решил искать Сирко, покинув хозяина? а) теплое жилье; б) лучший мир;
в) вкусную пищу.
8. Выбегая со двора, собака отправляется:
а) к соседскому скоту; б) на мусорник; в) в лес.
9. Из-за чего собака и волк побратались, когда Сирко убежал из дома?
а) собака, как и волк, стал свободным;
б) были похожи в своем подобии;
в) вдвоем занимались ошибочным делом - охотились на человеческий скот.
10. Куда полезли Сирко с волком в темноте? а) в курятник; б) загон для скота; в) амбар.
11. Какую «благодарность» получил Сирко от людей, совершив ночное преступление? а) угостили вкусной пищей; б) побили; в) утопили в реке.
12. Где нашел приют Сирко после «удачной охоты»? а) в волчьей норе; б) на побережье пруда; в) в соломе родного двора.
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
2. Работа с карточками.
Карточка № 1.
1. Можно ли считать, что в образе животных (собака, волк) Б. Гринченко старался показать людей? Собственную мысль обоснуйте.
2. Докажите, что «Сирко» Б. Гринченко - литературная сказка, учитывая особенности этого жанра.
3. За что люди упрекали Серу?
а) ругал темно; б) лазил с волками; в) бросался на детей.
Карточка № 2.
1. Какое значение имеет работа в жизни человека? Как Б. Гринченко в произведении «Сирко» осуждает лень и возвеличивает трудолюбие?
2. Можно ли понять поведение Сирко, который нанес ущерб людям, а потом старается оправдать свои ошибочные поступки? Докажите это, ссылаясь на текст произведения.
3. Из-за чего собака стала трудолюбивой?
а) не любил ленивых;
б) старался оправдаться за причиненный вред;
в) очень захотело есть.
Карточка № 3.
1. Как через образ волка Б. Гринченко разоблачает хитрость, коварство, льстивость? Мотивируйте собственную мысль, приводя примеры из текста произведения.
2. Проследите отношение самого автора к своим героям. Что именно этой сказкой хотел донести Б. Гринченко?
3. Какое домашнее животное не упоминается в произведении Б. Гринченко «Сирко»? а) кошка; б) корова; в) ягненок; г) гусыня.
VI. Итог урока.
VII. Объявление результатов работы.
VIII. Домашняя задача.
Подготовить устное произведение-миниатюру на тему «Работа - красота человека».
Страницы: 1 2