Урок на тему: Л. Костенко. Короткий рассказ о писательнице. «Цветные мыши»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: сжато ознакомить учеников с жизнью и творчеством Л. Костенко; проанализировать ее поэзию «Цветные мыши», обращая внимание на идейно-тематическое направление произведения, аллегоричность образа цветных мышей, охарактеризовать образ Анны; активизировать словарь учеников; развивать умение выразительно, вдумчиво читать и комментировать поэзию; строить заключения, рационально использовать учебное время; воспитывать чувство уважения к творчеству Л. Костенко, литературы как искусства; прививать стремление сохранить черты неординарной личности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет Л. Костенко, библиотечка ее произведений для детей, дидактический материал (тестовые задачи, карточки); изготовленные учениками разноцветные мыши.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Дайте определение аллегории как художественному приему. Приведите пример. (Аллегория (гр. аllеgoria — иновещание) — вид метафоры, троп, в котором абстрактное понятие ярко передается с помощью конкретного образа. Например, в сказках Лисица олицетворяет хитрость).

• Что представляет собой поэзия как литературный жанр? (Поэзия - небольшое художественное произведение в стихах).

• Чем один человек отличается от другого? Есть ли похожие люди между собой?

• Что вы знаете о мышах как живых существах? Как можно избавиться от вредителей?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Поэзия - это всегда неповторимость, какое-то бессмертное прикосновенье к душе.
  • Л. Костенко.
  • Можно жить, а можно существовать,
  • Можно думать - можно повторять,
  • Но не могут душу согревать,
  • Те, что не пылают, не горят.
  • В. Симоненко.

2. Работа над анализом поэзии Л. Костенко «Цветные мыши».

2.1. Выразительное чтение поэзии с комментированием.

2.2. Тема: изображение давних времен, когда людей казнили за любое колдовство, и обвинение Анны в том, что она из багряной листвы делает мышей.

2.3. Идея: осуждение тех, кто за индивидуальность, творческую мысль преследует человека, предъявляет обвинение и выносит приговор на смертную казнь.

2.4. Основная мысль: каждый человек, даже если он еще маленький, - это неповторимая индивидуальность, личность. И путь каждого человека - это еще и путь к самоутверждению.

2.5. Идейное содержание поэзии. В произведении речь идет о девочке Анне с «шестьсот какого-то года», которую судят в Вышгороде за странный «грех»: из багряных кленовых листочков «она делала ... цветные мыши», как сообщает суду сосед-жалобщик. От той забавы нет покоя, говорит сосед: «колдунья Анна сбила с толку его детей», которые забыли о своих игрушках, ведь теперь «ночью им снятся мыши цветные».

Изображенная несколькими колоритными штрихами сцена суда оголяет суть конфликта и морального содержания стиха: столкнулись неповторимость и стандарт.

Собственно, девочку Анну судят за то, что она - с ее непонятной для окружения яркой фантазией - не такая, как все.

Фантастическое окончание стиха заставляет задуматься о вечных истинах, о нас самих, нашей способности противостоять унификации и насилию над индивидуальностью.

2.6. Жанр: философская поэзия.

2.7. Композиция.

События прошлого (шестьсот какой-то год) переносят читателя в современность - преследование инквизицией (судом) индивидуальности человека, его неординарного поведения, мышление, творчества.

Экспозиция: знакомство читателя с давним прошлым, когда «...развлекали смертными казнями толпу..., жгли ведьм ... и не знали толком наук».

Завязка: сосед привел десятилетнюю Анну в суд, обвиняя ее в том, что она из багряной листвы делает цветных мышей, и они наносят моральный ущерб его детям.

Развитие действия: суд над Анной.

Кульминация: напряжение Анны в ожидании приговора.

Развязка: появился цветной кот, который залил, изложенный на бумаге приговор чернилами, который так и не был провозглашен.

2.8. Обсуждение содержания стиха с вопросами:

• Какие времена упоминаются в произведении? С какой целью поэтесса обращается к давним событиям?

• Кто такие ведьмы? Принадлежат ли они к нечистой силе?

• Охарактеризуйте образ соседа в произведении. Что он олицетворяет?

• Как в произведении описана осень? Можно ли это описание считать пейзажем?

(Багряная листва, несколько тех листочков, последняя листва с кленовых веток осеннее солнце, яблоко - недоквас, стояло в голых кленах в окне).

• В чем появлялось колдовство Анны? Как об этом говорится в произведении? («Вот сложит листочек к листочку, два раза хукнет - так и побегут»).

• Какой вред, по мнению соседа, приносила Анна его детям? Действительно ли это так?

(Они были нормальные и здоровые, а эта колдунья сбила их с толку. Ночью им снятся мыши цветные. От тех мышей нет нам жизни!).

• Для чего сосед прежде чем отвечать судье, крестился иконе?

• Какие вопросы ставили судьи истцам?

• В чем суть морального вреда, который нанесла Анна соседу?

• С какой целью автор изображает события в произведении в серых тонах?

• Как в произведении с помощью цвета использован прием контраста? (Серый - цветной).

• Объясните аллегорию образа цветных мышей.

• О чем свидетельствуют последние строки поэзии? Будет ли еще Анна делать цветных мышей?

• Какими должны быть судьи? Что характерно для судей, которые описаны в поэзии «Цветные мыши?»

• Преследуются ли сегодня в обществе свободная мысль, творчество, индивидуальность?

• Как вела себя Анна в суде? Что об этом свидетельствует?

• Учитывая то, что вы одного возраста с Анной, то как бы вы повели себя на суде?

• Какое значение имеет поэзия для нас?

2.9. Художественные средства стиха.

• повторение: «говорю... говорю...»; «когда..., когда...»;

• эпитеты: «обозленный сосед»; «багряная листва»; «осеннее солнце»; «голые клены»; «серый день»;

• метафоры: «колдунья взбила ... из прока», «кот залив ... приговор».

V. Закрепление изученного материала по теме.

1. Решение тестовых задач.

1. Какие времена упоминаются в произведении?

а) первоначальные; б) когда носили шпаги; в) возникновение Земли.

2. В каком городе перед судом предстала Анна? а) Ужгороде; б) Новгороде; в) Вышгороде.

3. Сколько лет было Анне? а) десять; б) шестнадцать; в) двадцать два.

4. Кто привел Анну в суд? а) следователь; б) сосед; в) толпа людей.

5. Доказательством в обвинении Анны были ее:

а) багряная листва; б) неординарное поведение; в) преступные дела.

6. Какое время года изображено в произведении? а) позднее лето; б) осень; в) весна.

7. Мыши, которых Анна делал, были: а) цветными; б) страшными; в) вредными.

8. Подсудность Анны сравнивается с такими событиями, которые были характерны для давних времен, когда:

а) ведьм жгли при народе;

б) бросали людей на растерзание голодным животным;

в) подвергали заключению людей пожизненно.

9. Судья указал, что жизнь - это: а) «смысл существования каждого»; б) «дело без гарантии; в) «возможность человека реализовать себя».

10. Вред, причиненный Анной, считался: а) моральным; б) материальным; в) не определенным окончательно.

11. Какой цвет преобладал в суде? а) черный; б) серый; в) белый.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector