Цель: сжато ознакомить учеников с жизнью и творчеством Л. Костенко; проанализировать ее поэзию «Цветные мыши», обращая внимание на идейно-тематическое направление произведения, аллегоричность образа цветных мышей, охарактеризовать образ Анны; активизировать словарь учеников; развивать умение выразительно, вдумчиво читать и комментировать поэзию; строить заключения, рационально использовать учебное время; воспитывать чувство уважения к творчеству Л. Костенко, литературы как искусства; прививать стремление сохранить черты неординарной личности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет Л. Костенко, библиотечка ее произведений для детей, дидактический материал (тестовые задачи, карточки); изготовленные учениками разноцветные мыши.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Дайте определение аллегории как художественному приему. Приведите пример. (Аллегория (гр. аllеgoria — иновещание) — вид метафоры, троп, в котором абстрактное понятие ярко передается с помощью конкретного образа. Например, в сказках Лисица олицетворяет хитрость).
• Что представляет собой поэзия как литературный жанр? (Поэзия - небольшое художественное произведение в стихах).
• Чем один человек отличается от другого? Есть ли похожие люди между собой?
• Что вы знаете о мышах как живых существах? Как можно избавиться от вредителей?
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
- Поэзия - это всегда неповторимость, какое-то бессмертное прикосновенье к душе.
- Л. Костенко.
- Можно жить, а можно существовать,
- Можно думать - можно повторять,
- Но не могут душу согревать,
- Те, что не пылают, не горят.
- В. Симоненко.
2. Работа над анализом поэзии Л. Костенко «Цветные мыши».
2.1. Выразительное чтение поэзии с комментированием.
2.2. Тема: изображение давних времен, когда людей казнили за любое колдовство, и обвинение Анны в том, что она из багряной листвы делает мышей.
2.3. Идея: осуждение тех, кто за индивидуальность, творческую мысль преследует человека, предъявляет обвинение и выносит приговор на смертную казнь.
2.4. Основная мысль: каждый человек, даже если он еще маленький, - это неповторимая индивидуальность, личность. И путь каждого человека - это еще и путь к самоутверждению.
2.5. Идейное содержание поэзии. В произведении речь идет о девочке Анне с «шестьсот какого-то года», которую судят в Вышгороде за странный «грех»: из багряных кленовых листочков «она делала ... цветные мыши», как сообщает суду сосед-жалобщик. От той забавы нет покоя, говорит сосед: «колдунья Анна сбила с толку его детей», которые забыли о своих игрушках, ведь теперь «ночью им снятся мыши цветные».
Изображенная несколькими колоритными штрихами сцена суда оголяет суть конфликта и морального содержания стиха: столкнулись неповторимость и стандарт.
Собственно, девочку Анну судят за то, что она - с ее непонятной для окружения яркой фантазией - не такая, как все.
Фантастическое окончание стиха заставляет задуматься о вечных истинах, о нас самих, нашей способности противостоять унификации и насилию над индивидуальностью.
2.6. Жанр: философская поэзия.
2.7. Композиция.
События прошлого (шестьсот какой-то год) переносят читателя в современность - преследование инквизицией (судом) индивидуальности человека, его неординарного поведения, мышление, творчества.
Экспозиция: знакомство читателя с давним прошлым, когда «...развлекали смертными казнями толпу..., жгли ведьм ... и не знали толком наук».
Завязка: сосед привел десятилетнюю Анну в суд, обвиняя ее в том, что она из багряной листвы делает цветных мышей, и они наносят моральный ущерб его детям.
Развитие действия: суд над Анной.
Кульминация: напряжение Анны в ожидании приговора.
Развязка: появился цветной кот, который залил, изложенный на бумаге приговор чернилами, который так и не был провозглашен.
2.8. Обсуждение содержания стиха с вопросами:
• Какие времена упоминаются в произведении? С какой целью поэтесса обращается к давним событиям?
• Кто такие ведьмы? Принадлежат ли они к нечистой силе?
• Охарактеризуйте образ соседа в произведении. Что он олицетворяет?
• Как в произведении описана осень? Можно ли это описание считать пейзажем?
(Багряная листва, несколько тех листочков, последняя листва с кленовых веток осеннее солнце, яблоко - недоквас, стояло в голых кленах в окне).
• В чем появлялось колдовство Анны? Как об этом говорится в произведении? («Вот сложит листочек к листочку, два раза хукнет - так и побегут»).
• Какой вред, по мнению соседа, приносила Анна его детям? Действительно ли это так?
(Они были нормальные и здоровые, а эта колдунья сбила их с толку. Ночью им снятся мыши цветные. От тех мышей нет нам жизни!).
• Для чего сосед прежде чем отвечать судье, крестился иконе?
• Какие вопросы ставили судьи истцам?
• В чем суть морального вреда, который нанесла Анна соседу?
• С какой целью автор изображает события в произведении в серых тонах?
• Как в произведении с помощью цвета использован прием контраста? (Серый - цветной).
• Объясните аллегорию образа цветных мышей.
• О чем свидетельствуют последние строки поэзии? Будет ли еще Анна делать цветных мышей?
• Какими должны быть судьи? Что характерно для судей, которые описаны в поэзии «Цветные мыши?»
• Преследуются ли сегодня в обществе свободная мысль, творчество, индивидуальность?
• Как вела себя Анна в суде? Что об этом свидетельствует?
• Учитывая то, что вы одного возраста с Анной, то как бы вы повели себя на суде?
• Какое значение имеет поэзия для нас?
2.9. Художественные средства стиха.
• повторение: «говорю... говорю...»; «когда..., когда...»;
• эпитеты: «обозленный сосед»; «багряная листва»; «осеннее солнце»; «голые клены»; «серый день»;
• метафоры: «колдунья взбила ... из прока», «кот залив ... приговор».
V. Закрепление изученного материала по теме.
1. Решение тестовых задач.
1. Какие времена упоминаются в произведении?
а) первоначальные; б) когда носили шпаги; в) возникновение Земли.
2. В каком городе перед судом предстала Анна? а) Ужгороде; б) Новгороде; в) Вышгороде.
3. Сколько лет было Анне? а) десять; б) шестнадцать; в) двадцать два.
4. Кто привел Анну в суд? а) следователь; б) сосед; в) толпа людей.
5. Доказательством в обвинении Анны были ее:
а) багряная листва; б) неординарное поведение; в) преступные дела.
6. Какое время года изображено в произведении? а) позднее лето; б) осень; в) весна.
7. Мыши, которых Анна делал, были: а) цветными; б) страшными; в) вредными.
8. Подсудность Анны сравнивается с такими событиями, которые были характерны для давних времен, когда:
а) ведьм жгли при народе;
б) бросали людей на растерзание голодным животным;
в) подвергали заключению людей пожизненно.
9. Судья указал, что жизнь - это: а) «смысл существования каждого»; б) «дело без гарантии; в) «возможность человека реализовать себя».
10. Вред, причиненный Анной, считался: а) моральным; б) материальным; в) не определенным окончательно.
11. Какой цвет преобладал в суде? а) черный; б) серый; в) белый.