Цель: продолжить знакомство учеников с баснями Л. Глибова; учить анализировать его программные произведения, определить идейно-тематическое направление, объяснять аллегорические образы; углубить знания о басне, ее особенностях; развивать образное мышление, ощущение художественного совершенства произведений, умение замечать детали; логически и последовательно аргументировать свои соображения; воспитывать осознание важности самокритичного взгляда на разнообразные человеческие недостатки, чувство уважения к украинскому юмору, народному слову; прививать интерес к следствиям собственной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Л. Глибова; ученические рефераты о жизни и творчестве выдающегося баснописца, рисунки школьников к его произведениям; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Дайте определение басне как литературному жанру.
• Почему для басни характерна аллегорическая направленность?
• Чем басня отличается от других жанров юмористических произведений?
• Почему басня актуальна в сегодняшней жизни?
• Какие человеческие недостатки разоблачает и клеймит Л. Глибов в своих произведениях?
• Объясните, в чем разница между иронией и юмором.
III. Проверка домашней задачи.
1. Ученики читают наизусть басню Л. Глибова «Щука». Определение лучших исполнителей произведения.
2. Информация учеников о существах, которые упоминаются в баснях Л. Глибова «Щука», «Муха и Пчела».
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
V. Основное содержание урока.
- Те простенькие сельские басни,
- как мелкие, тонкие корешки, укореняют
- в нашей душе любовь к родному слову, его
- красоте, простоте и волшебной милозвучности.
- И. Франко.
- Басня - это легкая комедия, а всякая комедия -
- ничто другое, как длинная басня, а в нашей
- комедии люди бывают часто животными
- И, что хуже всего, животными злыми.
- Бомарше.
1.9. Дополнительный материал:
1) загадки о героях произведения.
Полосатая, зубастая, По воде летает с шумом, Рыбок ищет
(Щука).
Пришла она с длинным веником На беседу с нашим петухом. Схватила петуха на обед, и замела метлой след.
(Лисица).
Рыжая рыжим хвостом гордится У нее шуба, характер - хитрый
(Лисица).
В темном лесу живет, длинный хвост пушистый имеет, ей на месте не сидится. Как зовут ее? …
(Лисица).
Серый, и не волк, Длинноухий, и не заяц, С копытами, и не конь.
(Осел).
2) Народные пословицы к содержанию басни:
• В злом плохое и сидит;
• Какая совесть - такая и честь;
• Кто сильнее, тот и лучше;
• Слова как мед, а дела как полынь;
• Кто не совершает ничего, тому не страшно никого;
• Поймался на горячем;
• Хитрый, как лисица;
• Слышит кошка, где сало лежит.
2.8. Творческие задачи.
1) Подготовьте рисунок на тему «Разговор Мухи и Пчелы о смысле собственной жизни».
2) Заполните таблицу «Сравнительная характеристика героев басни Л. Глибова «Муха и Пчела»
- Ленивая, хвастливая, безопасная, назойливая, беззаботная...
- Трудолюбивая, ответственная, экономная (умеет рационально использовать время)...
VI. Закрепление изученного материала на тему «Л. Глибов «Щука», «Муха и Пчела»».
1. Решение тестовых задач «Щука».
1. Кто на Щуку подал в суд «бумагу»? а) Неизвестно; б) Ослы; в) Лисичка.
2. Сколько судей рассматривало дело Щуки? а) семеро; б) пятеро; в) трое.
3. В чем обвинялась Щука?
а) обижала жителей пруда и не давала им жить; б) укусила человека за палец;
в) разрушила плотину.
4. Л. Глибов говорит о судьях, что это народ:
а) хитрый и умный;
б) справедливый и вежливый;
в) хороший и плохой.
5. Лисица в суде была представлена как:
а) свидетель; б) секретарь; в) стряпчий.
6. В чем была суть первого приговора, который вынесли судьи по делу Щуки?
а) подвергнуть заключению на один год; б) сварить из нее похлебку; в) повесить на вербе.
7. Какое предложение подала Лисичка судьям относительно наказания Щуки?
а) сжечь живой на костре; б) мгновенно расстрелять; в) бросить в реку.
8. Кто лишний в предложенной цепочке героев произведения: Ослы, Сорока, Кляча, Козлы, Щука?
а) Ослы; б) Сорока; в) Кляча.
9. Кого из героев произведения Л. Глибова «Щука» касается пословица: «Не то у Кузьмы на уме»?
а) Щуки; б) Лисицы; в) Козла.
10. В каком году Л. Глибов написал басню «Щука»? а) 1856; б) 1847; в) 1858.
11. Лисица называет в басне Щуку:
а) негодяйкой; б) разбойницей; в) пройдохой.
12. Какая мысль о правде высказывается в произведении?
а) «Правда и в огне не горит, и в воде не тонет»;
б) «Как не мудрствуй, а правды нигде дети»;
в) «Добрые вести не лежат на месте».
«Муха и Пчела».
1. Как Л. Глибов называет Муху?
а) дармоедкой; б) лентяйкой; в) легкомысленной.
2. Для чего Муха «мелькнула в садок»? Чтобы:
а) спрятаться от жгучего солнца и отдохнуть в холодке;
б) собрать мед с ароматных цветов;
в) посмотреть на цветы и услышать голосок кукушки.
3. О чем думала Муха, примостившись на настурции?
а) о красивой жизни на воле; б) о красоте и обворожительности летнего сада; в) о собственной мудрости и трудолюбии.
4. Какое художественное средство использовал Л. Глибов в строке: «Ветерок тихонечко качает»?
а) эпитет; б) сравнение; в) метафору.
5. Как Муха назвала Пчелу в своем обращении к ней? а) матушкой; б) душенькой;
в) трудягой.
6. Что предложила Муха Пчеле, встретившись с ней? а) отдохнуть; б) свою помощь; в) послушать птичек.
7. Какая, по словам Мухи, долюшка у Пчелы? а) несчастная; б) счастливая; в) плохая.
8. Что было для Мухи сложным? а) с утра до вечера работать; б) присматривать собственных грудных детей; в) искать пищу для себя.
9. Пчела обидела Муху, сказав ей, что она: а) ленивая и беззаботная; б) садится на кушанья, из-за чего ее гоняют; в) не имеет привлекательного вида.
10. С кем сравнивается Муха? а) с королевной; б) с хозяйкой; в) с госпожой.
11. В каких мероприятиях Муха «не принимала участия»? а) в крестинах; б) в свадьбе; в) в банкете.
12. События произведения «Муха и Пчела» происходят: а) летом; б) весной; в) осенью.
Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла.
2. Работа на карточках.
Карточка № 1.
Страницы:
1 2