Урок литературы в 7 классе по рассказу Е. И. Носова «Кукла»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Тема: Нравственная проблематика рассказа Е.И.Носова «Кукла» («Акимыч»).

Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа  Е.И.Носова «Кукла» («Акимыч»).

Задачи:

Образовательные:

1)     актуализировать и обогатить знания учащихся о личности писателя;

2)     познакомить учащихся с творческой манерой писателя;

3)     показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла» («Акимыч»);

4)     научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.

Развивающие:

1)     совершенствовать навык выразительного чтения;

2)     развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

1)     воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;

2)     формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

3)     воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

                                              Ход урока.

  1. Организационный момент.

1) Выразительное чтение учителем стихотворения Константина Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И.Носова «Кукла». И начнём с сообщения о жизни писателя.

  1. Основная часть.

2) Выступление подготовленного ученика. Одновременно идет презентация о творчестве и жизни писателя.

Е.И.Носов родился в 1925 году в селе Толмачёве, под Курском, на высоком берегу Сейма – в краю, отмеченном летописями, воспетом в «Слове о полку Игореве», Тургеневым, Никитиным, Кольцовым, Буниным. Этот чудный край, поэтическое место, остаётся в сердце. Здесь истоки таланта  Е.И.Носова.       Повседневные житейские нужды полуголодного детства вполне уживались в ребёнке с романтическими мечтами, навеянными жизнью трав, деревьев, зверей и птиц. Увлечение живой природой разделяет с сыном отец: по воскресеньям он «брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки... однотипные, примитивные, наподобие лошадей и наклеивал их на оконное стекло. Он полюбил всё живое. Рисовал животных.

30-е годы, на которые пришлось детство писателя, – годы первых пятилеток. Бегал с приятелями на завод, следили сквозь закопчённые окна за работой отца, видели первые тракторы и провожали их жадными глазами.

Дед кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу «глубочайшее уважение к труду, умение видеть сквозь будни поэтическую, красивую сторону... любого ремесла.

Е.Носов – свидетель крупных сражений на Курской дуге. В восемнадцать лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь даётся один раз: люби её, люби людей, люби всё живое, делай добро.
Осень 1945 года. Он с пособием по инвалидности. Ему только двадцать лет! Решил продолжить учёбу, ведь до войны окончил восемь классов. Но, как сам вспоминает, когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Мысль об образовании оставил. Стал заниматься самообразованием. Остался в душе романтиком. Поэтому и мир, им воссоздаваемый, живописен. «Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», - писал Е.И.Носов.

- Как вы думаете, почему писатель назвал своё произведение «Кукла»?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

3)Беседа по биографии автора.

- Рядом с каким городом находилось село, в котором родился писатель?

- Откуда к Е.И.Носову пришло уважение к труду?

- Сколько примерно было лет, когда он стал противотанковым артиллеристом?

- Где и кем работал писатель после окончания школы?

- Какова главная тема творчества Е.Носова?

- «…Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной несправедливости… о том, как жить и что делать…» (И.Баскевич.)

- На очень важный вопрос: «…как жить и что делать» и отвечает Е.Носов в рассказе «Кукла».

4) Словарная работа.

- Дома вы должны были прочитать рассказ.

- Какие непонятные слова вам встретились?

  •     Внапашку – внакидку.
  •     Выгон – место, где пасется скот, пастбище.
  •     Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.
  •     Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.
  •     Избыть – избавиться от чего-либо.
  •     Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.
  •     Споро – быстро.
  •     Сунул (здесь) – двинул, дернулся.
  •     Телогрейка (здесь) – то же, что и ватник.
  •     Язь – вид речной рыбы.
  •     Худо – зло.                

5)Работа по содержанию рассказа «Кукла».

- На какие три части можно разделить рассказ?

  • На Сейме.
  • Акимыч и кукла.
  • Похороны куклы.

- С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, цветах и травах? (Внимательный взгляд писателя замечает тысячи трав, растений. Создается радостная картина. Автор любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

- Что ужасает его, о каких бедах он говорит в начале повествования? (Жестокое, бездумное отношение к миру)

- И вот снова через некоторый промежуток времени рассказчик оказывается в тех же местах. Что сейчас увидел он? (Выразительное чтение учителем строк: «Русло сузилось…»)

- Изменилось ли что-либо? С чем связаны эти изменения? Почему так произошло?

- Какие чувства вызывает это описание?

- Расскажите об Акимыче. (Беспокойный, неравнодушный. Старый рыбак, он не просто любит природу, он относится к ней бережно и уважительно, страдает, видя погибающую природу).

- Как изменился Акимыч со времени последней встречи с рассказчиком? (От слов: «Ан-нет! Прошлой осенью иду по селу…»  До слов: «…и он досадливо сунул плечом, порываясь идти»).

-Прочитайте описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик, идя вслед за Акимычем. (От слов: «Мы пошли мимо школьной ограды…» до слов: «Ощущение праздничности и радости бытия»).

- Какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем картины? Видел ли эту красоту Акимыч? Почему? Что так взволновало его?

6) Выразительное чтение учителем описания куклы.

- Что поражает нас в этом описании? ( Кукла словно живая, это человек!)

 

- Что такое война? В какой связи упоминается в рассказе война? Как, по-вашему, связаны события военного времени и поступок, возмутивший Акимыча?

 - Почему же так болезненно Акимыч воспринимает случай с куклой? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector