Тема: Нравственная проблематика рассказа Е.И.Носова «Кукла» («Акимыч»).
Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения на примере рассказа Е.И.Носова «Кукла» («Акимыч»).
Задачи:
Образовательные:
1) актуализировать и обогатить знания учащихся о личности писателя;
2) познакомить учащихся с творческой манерой писателя;
3) показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе «Кукла» («Акимыч»);
4) научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с событиями, описываемыми в рассказе.
Развивающие:
1) совершенствовать навык выразительного чтения;
2) развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
1) воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле;
2) формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
3) воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
Ход урока.
- Организационный момент.
1) Выразительное чтение учителем стихотворения Константина Случевского «Кукла».
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И.Носова «Кукла». И начнём с сообщения о жизни писателя.
- Основная часть.
2) Выступление подготовленного ученика. Одновременно идет презентация о творчестве и жизни писателя.
Е.И.Носов родился в 1925 году в селе Толмачёве, под Курском, на высоком берегу Сейма – в краю, отмеченном летописями, воспетом в «Слове о полку Игореве», Тургеневым, Никитиным, Кольцовым, Буниным. Этот чудный край, поэтическое место, остаётся в сердце. Здесь истоки таланта Е.И.Носова. Повседневные житейские нужды полуголодного детства вполне уживались в ребёнке с романтическими мечтами, навеянными жизнью трав, деревьев, зверей и птиц. Увлечение живой природой разделяет с сыном отец: по воскресеньям он «брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки... однотипные, примитивные, наподобие лошадей и наклеивал их на оконное стекло. Он полюбил всё живое. Рисовал животных.
30-е годы, на которые пришлось детство писателя, – годы первых пятилеток. Бегал с приятелями на завод, следили сквозь закопчённые окна за работой отца, видели первые тракторы и провожали их жадными глазами.
Дед кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу «глубочайшее уважение к труду, умение видеть сквозь будни поэтическую, красивую сторону... любого ремесла.
Е.Носов – свидетель крупных сражений на Курской дуге. В восемнадцать лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь даётся один раз: люби её, люби людей, люби всё живое, делай добро.
Осень 1945 года. Он с пособием по инвалидности. Ему только двадцать лет! Решил продолжить учёбу, ведь до войны окончил восемь классов. Но, как сам вспоминает, когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Мысль об образовании оставил. Стал заниматься самообразованием. Остался в душе романтиком. Поэтому и мир, им воссоздаваемый, живописен. «Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», - писал Е.И.Носов.
- Как вы думаете, почему писатель назвал своё произведение «Кукла»?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
3)Беседа по биографии автора.
- Рядом с каким городом находилось село, в котором родился писатель?
- Откуда к Е.И.Носову пришло уважение к труду?
- Сколько примерно было лет, когда он стал противотанковым артиллеристом?
- Где и кем работал писатель после окончания школы?
- Какова главная тема творчества Е.Носова?
- «…Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной несправедливости… о том, как жить и что делать…» (И.Баскевич.)
- На очень важный вопрос: «…как жить и что делать» и отвечает Е.Носов в рассказе «Кукла».
4) Словарная работа.
- Дома вы должны были прочитать рассказ.
- Какие непонятные слова вам встретились?
-
Внапашку – внакидку.
-
Выгон – место, где пасется скот, пастбище.
-
Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.
-
Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.
-
Избыть – избавиться от чего-либо.
-
Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.
-
Споро – быстро.
-
Сунул (здесь) – двинул, дернулся.
-
Телогрейка (здесь) – то же, что и ватник.
-
Язь – вид речной рыбы.
-
Худо – зло.
5)Работа по содержанию рассказа «Кукла».
- На какие три части можно разделить рассказ?
- На Сейме.
- Акимыч и кукла.
- Похороны куклы.
- С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, цветах и травах? (Внимательный взгляд писателя замечает тысячи трав, растений. Создается радостная картина. Автор любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
- Что ужасает его, о каких бедах он говорит в начале повествования? (Жестокое, бездумное отношение к миру)
- И вот снова через некоторый промежуток времени рассказчик оказывается в тех же местах. Что сейчас увидел он? (Выразительное чтение учителем строк: «Русло сузилось…»)
- Изменилось ли что-либо? С чем связаны эти изменения? Почему так произошло?
- Какие чувства вызывает это описание?
- Расскажите об Акимыче. (Беспокойный, неравнодушный. Старый рыбак, он не просто любит природу, он относится к ней бережно и уважительно, страдает, видя погибающую природу).
- Как изменился Акимыч со времени последней встречи с рассказчиком? (От слов: «Ан-нет! Прошлой осенью иду по селу…» До слов: «…и он досадливо сунул плечом, порываясь идти»).
-Прочитайте описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик, идя вслед за Акимычем. (От слов: «Мы пошли мимо школьной ограды…» до слов: «Ощущение праздничности и радости бытия»).
- Какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем картины? Видел ли эту красоту Акимыч? Почему? Что так взволновало его?
6) Выразительное чтение учителем описания куклы.
- Что поражает нас в этом описании? ( Кукла словно живая, это человек!)
- Что такое война? В какой связи упоминается в рассказе война? Как, по-вашему, связаны события военного времени и поступок, возмутивший Акимыча?
- Почему же так болезненно Акимыч воспринимает случай с куклой? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).