Употребление в речи видовых пар глаголов, возвратных глаголов

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах глаголов, различиях в их значениях, о возвратных глаголах; формировать навыки применения найденного способа действия на практике (при определении видов глаголов); совершенствовать коммуникативные умения и навыки в процессе глубокого овладения лексическими и грамматическими нормами русского языка; воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам. оборудование: учебник, учебные тексты. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Прогнозируемые Результаты: учащиеся распознают глаголы совершенного и несовершенного вида; различают их лексическое значение; используют глаголы совершенного и несовершенного вида с учётом условий речевой ситуации; опознают возвратные глаголы и объясняют употребление суффиксов - ся и - сь в возвратных глаголах; владеют орфографическими нормами русского литературного языка. ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа ♦ Подготовьте выразительное чтение текста и ответьте на вопросы.

Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. (По К. Г.

Паустовскому) ♦ Слова какой части речи в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? Почему? ♦ Чем, по-вашему, вызвано повторение в последних двух предложениях глагола спать? ♦ Уместно ли это повторение? Нужна ли здесь синонимическая замена? ♦ Подберите синонимы к глаголу загорается. Докажите уместность употребления в тексте именно этого глагола.

♦ Найдите в тексте метафоры, сравнения. С какой целью автор их использует? III. Постановка цели и задач урока
. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Глаголы — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.

И назначение глагола — выражать само действие!» (А. К.

Югов) Каков же словесный портрет глагола? ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Жил-был Глагол.

Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?

а ты как думаешь? Успеет? Сможет?

Добежит?.. Да, портрет глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно. Попробуем доказать это на конкретных примерах. IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. объяснение учителя (Учащиеся составляют тезисы по ходу объяснения учителя.

) — Вид — это такая грамматическая категория глагола, которая выражает характер действия, способ его протекания во времени. Различаются два вида: совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного вида, обозначая действие, указывают его внутренний предел, границу, результат. Глаголы несовершенного вида обозначают действие без указания его предела, результата, но с оттенком длительности или повторяемости. Сопоставим примеры: В саду зацвели (зацветут) яблони.— В саду зацветают (зацветали) яблони. Глагол совершенного вида зацвели (зацветут) показывает, что действие началось (или начнётся), причём начало действия понимается как его граница, предел. В глаголе несовершенного вида зацветают начало действия представляется развивающимся, имеющим продолжение, но не имеющим завершения. Глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (решаю, решал, буду решать).

Глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое (решил, решу). Среди глаголов совершенного вида надо выделить в отдельную группу однократные глаголы, указывающие, что действие совершилось или совершится один раз и притом мгновенно: толкнуть, качнуть, дёрнуть (один раз и быстро) и др. Среди глаголов несовершенного вида выделяются в особую группу многократные глаголы, показывающие, что действие повторяется несколько раз, в регулярные промежутки времени: подталкивать, покачивать, подёргивать, почитывать и т.

д. При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о — а в корне. Такие чередования могут быть присущи равноправным общелитературным и нормативным глагольным формам: приспосабливать — приспособлять.

Однако в большинстве подобных случаев варианты глагольных форм различаются своими стилистическими характеристиками: один вариант является общелитературным, а другой имеет разговорный характер. Сравните: уполномочивать (общелит. ) — уполномачивать (разг.), сосредоточивать (общелит.) — сосредотачивать (разг.). Запомните!

Обезболивать, Осваивать, Обусловливать, оспаривать, Рассредоточивать, удваивать, Узаконивать, удостаивать, Уполномочивать успокаивать Глаголы, имеющие особый суффикс - ся (-сь), называются возвратными. Например: брить — бриться, купать — купаться. Все возвратные глаголы непереходные. 2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1. Практическая работа с языковым материалом Š Прочитайте текст, определите его основную мысль.

Перепишите и укажите переходные и непереходные глаголы. Почему в отрывке большинство глаголов совершенного вида?

Человек выделился из мира животных и стал одарённым существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днём, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника,— увидел и изумился, и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении пред красотой, в твоём сердце тогда расцветёт красота. (По В. А.

Сухомлинскому) Š Спишите, вставляя пропущенные буквы; выделите глаголы и укажите их вид. Ух, жарко!.. До полдня грибы соб.. рали. Вот из лесу вышли — навстречу как раз Синеющей лентой, извил..стой, дли..ой, Река луговая: спрыгнули гурьбой, И русых головок над речкой пусты..

ой, Что белых грибов на полянк.. лесной! Река огл.. силась и смехом, и воем: Тут драка — не драка, игра — не игра…

а солнце п..лит их полуде..ым зноем. Домой, ребятишки!

Обедать пора. Вернулись. У каждого полно лукошко, а сколько pa..казов!

Попался косой, Поймали ежа, заблудились немно..ко И вид.. ли волка.. у, страшный какой! Ежу предл..гают и мух, и козявок, Корней молочко ему отдал своё — Не пьёт!

Отступились… (Н. А. Некрасов) Š Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, какого вида глаголы взяты при описании и спокойном повествовании и какого вида — при изображении быстрого развития событий. Я ехал с охоты вечером один на беговых дро..ках.

До дому ещ.. было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дорог..

, изре..ка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, н.. на шаг н.. отставала от задних колёс. Гроза надв..галась.

Впереди огромная лиловая туча медленно подн.. малась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар вн..запно см..

нился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг; перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и в..

ехал в лес. Дорога в.. лась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперёд с трудом. Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип, бе.. престанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер вн..запно загудел в вышине, дерев..

я забушевали, крупные капли дождя ре..ко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разр..зилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принуждён был ост..

новиться. (По И. С. Тургеневу) Š Раскройте скобки, выбрав одну из форм глагола. Выбор мотивируйте.

1) Развитие науки (обусловливает — обуславливает) технический прогресс. 2) Обычно мы старались (приурочить — приура-чивать) свой отпуск к началу лета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент