x x
menu

Украинская ментальность в произведениях Власа Самчука и Ивана Багряного

Во все времена, а особенно в большевистский тяжелый период 1930- 60-х годов, представители отечественной интеллектуальной элиты стояли перед вопросом: «Что же мы за народ такой?», осознавали, как сейчас модно говорить о необходимости определения украинской национальной идентичности. И если на территории материковой Украины акцент на обособленности нашей нации был делом подсудным, то в диаспоре этот вопрос вылился в ряд научных исследований и художественных произведений. Так, особой огласки получили разведки относительно украинского национального характера, обнародованные философами Николаем Шлемкевичем, Владимиром Яневым, Иваном Мирчуком и Александром Кульчицким.

Не остались равнодушными к этой животрепещущей проблеме и писатели. Скажем, Влас Самчук в романе «Мария» решительно сделал ударение на витализме украинского человека. Писатель предлагает такую схему крестьянского мировоззрения. Крестьянин живет в гармоническом, запертом мире, где все происходит по неуклонной Божьей воле. Основу человеческой жизни составляют: семейное согласие, дети, работа. Нормальная семья, где лидером является мужчина, а женщина - помощницей. Путь к счастью - познать свое назначение, полюбить его и радоваться ему. Бог благословляет тружеников, а человек лишь выбирает, будет он отвечать Божьему замыслу или пойдет путем упадка. Крестьянин верит, что никакое зло Бог не оставляет без внимания. Искупление - единственно возможный выход для нарушителей существующего правопорядка существования.

Автор изображает привлекательный образ труженика-крестьянина, главного кормильца общества. Первейший сельский «предприниматель», которого мы встречаем в тексте, - Мартын Заребра, у которого работала Мария Перепутько до своего замужества. Внутренний потенциал Зарубы настолько большой, что, если бы не прекращение Непу, он мог бы стать аграрием или фабрикантом. Это порядочный, щедрый, организованный человек; религиозный, хваткий; воспринимает работу как средство самоутверждения, как свое назначение.

Единство с землей, трудолюбивый украинский характер восстанавливают крестьянское бытие после любых кризисов. Примером этого является Мариина жизнь. С самого начала главная черта украинской ментальности Марии - наслаждение жизнью, стремление к жизни. Она быстро учится самостоятельности, работая из года в год, обеспечивая себя с девяти лет и отстаивая свои права в уличных играх. Мария стремится к знаниям, образованию, если не для себя, то для своих детей; любит Корнея не за его несуществующее богатство, а за жизненную силу: оптимизм, решительность, энергичность, легкий характер. Любовь для нее - не развлечение, а смысл жизни: «На ступеньках (церкви) Корней. Ступеньки поднимаются и опускаются. Камень разволновался, стены не стоят на месте. Мария торопится в тень, так как здесь неверный фонарь выдаст глаза и краски лица». Особенно реалистическим делает ее образ восприятия жизни как высочайшей ценности: любимый пошел на шесть лет в матросы, от него никаких сведений. В то же время к ней частит богатый хозяин Игнат Поваренок. Мария старается не замечать его, она помнит обещание, данное Корнею. Но она просто женщина, которая нуждается во внимании, красивых вещах и одежде, тем паче, что Корней ей ничего не покупал. И Мария привыкает к Игнату, вместе с тем к последнему проверяя его верность отказами. А Корней и не думает писать, и она «не поспала несколько ночей - и выпила с Игнатом». Притворный аморализм и приспособленчество такого поведения объясняется стремлением украинского человека выжить вопреки всему, дать шанс на исправление своих ошибок потомкам.

Говоря об Иване Багряном, следует вспомнить слова литературоведа Юлия Войчишина: «своим памфлетом «Почему я не хочу возвращаться на «родину» он (Багряный) задекларировал права и достоинство украинского человека. Во всех своих литературных произведениях, которые следовали после этого, Багряный раскрывал одну и ту же идею борьбы за достоинство собственного «Я», будто хотел этим утвердить его, только в более широких размерах. И Петр в романе «Огненный круг», и Григорий Многогришный в «Тигроловах», и Андрей Чумак в романе «Сад Гетсиманский», а наконец и Максим Колот его повести «Человек бежит над пропастью» - это воплощение мечты Багряного, каким должен быть украинский человек, это его вера, что такой именно этот человек и есть». Автор подчеркивает, что историю создают особые люди вместе со своим народом - выходцы из масс, развитые, лучшие его представители, которые через всестороннее интеллектуальное, национальное, физическое самосовершенствование становятся творцами идей: «И только единицы представляют исключения: они являются проблесками новой эры, каплями силы, которая не знает компромиссов, решительная и непримиримая приходит как возражение». Этот принцип, между прочим, проявляется в черпании сил во внутреннем мире, самоуверенности, собственному достоинству, вере в себя, самоутверждении, гордости.

Призыв пересмотреть традиционную версию отечественного менталитета содержится в раздумьях Петра и Романа в повести «Огненный круг». Автор на примере поступка известного представителя старой украинской шляхты доказывает однобокость «женского», безрассудного и беспринципного, «всепрощающего» мифа Украины: «Говорят, Хмельницкий под Желтыми Водами или где-то там (где-то на той земле) взял своего врага лютого, польского короля, в плен да и... Да и что же вы думали? Пустил прочь живым! Ну, не чудо? Тут тебе и вся собака закопана... Так как это был «воришка»... А нас вот наши «воришки» никогда не выпускали живыми и не выпустят... Эх, беда наша! (...) Наследственная беда наша...».

С одной стороны, эта самодостаточность «новых украинцев» похожа на традиционный, производный от фольклора, портрет: на  добродушного, открытого, эмоционального (похожего на казака) и временами может вызвать отрицательное отношение читателя. С другой стороны, этот тип характера появляется в исключительных условиях и не исключает толерантность и уважение к другим, доброту и альтруизм. И вариант украинца-сверхчеловека, который настойчиво конструировал автор, имеет во внимании преодоление колоссальных препятствий, опору и поддержку для миллионов людей в неблагоприятных обстоятельствах, изготовление своего собственного мировоззрения и несокрушимое внедрение его в реальность.

Именно в таких ситуациях самодостаточность персонажей и проявляется в приключении. Лирический герой стихотворения «Перепелка во ржи - радость...» призывает к молодечеству и воинственности, поэмы «Меченосцы» - к непобедимому оптимизму, принятию жизни во всех ее отрицательных проявлениях, изменить ее устройство. В «Балладе о сердце» заключенный юноша перед смертной казнью переживает действительно «огненное испытание» - измену и проклятие матери. Сопротивление принуждению и уравниловке бережет достоинство героя и его высокое имя человека. Литературовед Александр Ковальчук думает, что эта неприродная стойкость «объясняется... благородством натуры... стремлением идти навстречу опасности, «чрезвычайной отвагой», а истоки философии Андрея Чумака (роман «Сад Гетсиманский») заключаются в особенностях украинского менталитета: «на «земле страха» рождается бесстрашный народ».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать