x x
menu

Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»

  • Немного из лекции:
  • Его философия:
  • В мире нет порядка, нет гармонии.
  • Гармония – иллюзия, созданная мозгом человека. На самом деле миром управляют слепые силы.

У Шопенгауэра – мировая воля, у Ницше это называется дионисийским. Модерн – оценка из сегодня того, что было вчера.

Шопенгауэр: 1 глава – «Мир как воля и представление». Человек не может жить в хаосе, а мир – это хаос, поэтому надо придумать себе свое, гармоничное представление мира. Но во время войны и т.п. мир предстает таким, какой он есть, мир как воля. Через нас действует мировая воля, стихийная сила, мы – только проводники, ничто. Иллюзия, что человек всемогущ.

Концепция нирваны: спасение от страдания (=от жизни), достигнуть нирваны, когда все безразлично, никак – это блаженная пустота и есть спасение. Самоубийство – человек вновь придет в мир, это не выход, он не мудр. Причина катаклизмов и негативных эмоций – проявление человеческой воли, т.к. это не его воля, нужно максимально отказаться от собственных желаний, путь аскета.

Артур Шопенгауэр (1788-1860 г.г.)

Концепция хаоса пришла из немецких романтиков (мир для них тоже иллюзия, но спасение – в создании своих миров, идей и т.п., убегали в мечты).

Хаос для них сначала позитивное, т.к. там все подвижно.

У Шопенгауэра это – мировая воля, человек не может управлять хаосом.

2 мысли развивают – мир как воля и мир как представление.

Считал, что книгу ему надиктовал святой дух.

Иллюзия – чтобы не бояться постоянно, чтобы могли жить в мире.

Древние греки тоже думали, т.к. антропоморфные боги пришли на смену хтонических (хаос, мир как воля). Бесконечен только хаос, остальное конечно.

Философия вселенского пессимизма.

«Мир как воля и представление»

1 т. – 1818, 2 т. – 1844

До середины 19 в. все философские течения утверждали, что у человечества должны быть и есть своя цель. Этой целью мог быть бог или развитие природы, могла быть цель еще не обнаруженная, целью могло быть внутренне спокойствие личности. И только у Ш появляется новый философский мотив, что у жизни цели нет вообще, что она бездушное движение, лишенное цели. Воля – слепой импульс, поскольку этот импульс действует без цели, то никакого успокоения найти невозможно. Это приводит к тому, что человека постоянно мучает чувство неудовлетворенности. Поэтому жизнь – сумма мелких забот, а само счастье человека – недостижимо. Человек сгибается под тяжестью жизненных нужд, он постоянно живет под угрозой смерти и страшится ее. Философия и религия, по Ш, создают иллюзию жизненной цели. Принося временное облегчение людям, поверившим в эти миражи.

Последователь Канта, Воля в философии Ш. - «вещь в себе», представление - мир единичных вещей.

Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты противопоставили противоположный: мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.

Пассивный нигилизм. Первый европейский опыт переоценки ценностей разума. Онтология Ш. представляет собой учение о воле как первооснове бытия, «воля к жизни» - непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип, активно действующий, свободный и нецелеустремленный. Эта сила бессмысленна, как и сама жизнь. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни. Воля – стремление без цели и конца. Жизнь человека не более, чем трагикомедия, страдание, венчанное смертью. Кроме смерти, нет у человека иной цели.

Волюнтаризм – направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями.

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Представление возникает в ответ на движения организмов в поисках пищи.

Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Ш. различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу.

Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютная слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. Философия глобального пессимизма.

Говорил о буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как об основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира, человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того, что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Человек должен спокойно смотреть в лицо смерти, ибо воля неуничтожима. Нужно пытаться укрощать свои потребности.

Антрополгия Ш. – антипод просветительского учения о человеке. Разум не может быть мерилом человеческого бытия, иррациональное начало – это реальность.

Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Только искусство и мораль способны формировать чувство сострадания, а точнее - создавать иллюзию преодоления эгоизма. Сострадание – тождество с другим, открывающее человеку страдание другого человека.

Страдание - "наказание" за "первородный грех", вину бособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни".

Из другого источника нужное:

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать