Творчество Адама Мицкевича (1798 – 1855) – апогей польского романтизма

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Ход урока.

I.        Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Польская литература имела содержательную многовековую традицию. Во второй половине ХVIII ст. она выдвинула мастеров просветительского классицизма. Но мировую славу получил польский романтизм. С романтизмом связано творчество выдающихся композиторов Ф. Шопена (1810-1849) и С. Монюшко (1809-1849), поэта и драматурга Ю. Словацкого (1809-1849) и прекраснейшего в этой плеяде - выдающегося польского поэта Адама Мицкевича. Его значение для польской литературы можно сравнить со значением Пушкина для русской литературы, Шевченко - для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.

II.       Работа над темой урока.

1.       Короткое сообщение ученика-«историка».

—       романтическое движение в Польше развивалось в обстановке усиления национально-освободительного движения. Польша потеряла свою независимость в 1795 году: территория ее была разделена между тремя государствами — Россией, Пруссией и Австрией. Польский народ не мог мириться с порабощением — недовольство росло и вылилось
 в вооруженное восстание 1830–1831 гг. Борьба поляков за свободу вызвала сочувствие передовых людей России и Запада и получила отзыв в творчестве писателей разных стран.

2.      Сообщение учеников с дополнением учителя.
 (Прослушивая   сообщение,   ученики   делают   короткие   тезисные записи).

Обзор жизни и творчества Адама Мицкевича.

—       Польский поэт, основатель польского романтизма, деятель национально-освободительного движения, родился 24 декабря 1798 года на хуторе Заосье возле города Новоком, который входит ныне в состав Белоруссии. Раньше белорусские земли принадлежали Литве, поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву. Отец его, Николай Мицкевич, адвокат, принадлежал к мелкопоместной шляхте. В доме Мицкевича жили свободолюбивые традиции польских патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшка и старался привить чувство патриотизма и свободолюбия своим детям. Развитию поэтического воображения Мицкевича оказывала содействие и живописная природа окраин Новокома. Образование Мицкевич получил в г. Вильна (теперь Вильнюс). Закончив школу, Адам поступил на физико-математический факультет Венского университета и проучился год. Весной 1816 года перешел на историко-филологический факультет, который закончил в 1819 году. Потом Мицкевич учительствовал в Ковно, ныне Каунас, (1819-1823).

В Ковно Мицкевич увидел необыкновенную бедность и убогость народа, угнетаемого царской властью. Это оказывало содействие формированию революционных взглядов поэта, пониманию необходимости решительной борьбы за освобождение народа. Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича определила во многом и развитие его творчества. В своих ранних произведениях (до 1820 года) Мицкевич продолжал традиции классицизма, характерного для литературы XVIII ст. Ранние произведения Мицкевича (первый стих опубликован в 1818 году) свидетельствуют об увлечении свободолюбивыми мотивами. С 1817 года принимал участие в создании и деятельности патриотичных молодежных кружков («приверженцев добродетелей»), наиболее значительными произведениями этого периода были «Песня Адама» - первый гимн «филоматов» (о них - дальше), «Песня Филарете»; написал ряд программных стихов, в частности «Оду к молодости» (1820), перенятую романтическим энтузиазмом молодежи, которая мечтала о борьбе за волю.

Выразительное чтение «Оды молодости» (см. дополнение).

- Воспитанник Вильнюсского университета, он вступил в тайное польское общество молодежи - «филоматов», которые в своей программе провозглашали стремление к знаниям, но на самом деле стремились к освобождению и объединению Польши. Организацию разоблачили царские шпионы и их польские пособники. «Филоматов» и близких к ним по убеждениям «филаретов» в 1823 году арестовали, подвергли заключению, а осенью 1824 года осудили. Мицкевича не выслали в Сибирь, не отдали в солдаты. Ему было приказано отправиться в Петербург. До 1829 года он находился в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения (К. Рылеев, А. Бестужев) и выдающимися писателями (А. Пушкин и др.), которые высоко оценили его талант. Эти дружеские связи оказывали содействие вызреванию у Мицкевича идеи революционного союза народов России и Польши. Мицкевич пробыл в Петербурге около трех месяцев, а потом его послали в Одессц, где он должен был занять должность преподавателя в лицее Ришелье. Свободных мест не оказалось. Из Петербурга поступило распоряжение не оставлять неблагонадежного поэта в Одессе, а отправить его вглубь России.

Пока длилась переписка относительно  дальнейшего местопребывания Мицкевича, он посетил Крым, который оказал сильное впечатление на поэта и вдохновил на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов». На протяжении 1824–1829 годов поэт побывал в Киеве, Стебельне, Одессе,  Харькове.  Когда  Мицкевич  вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в канцелярии московского генерал-губернатора. В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву, где сначала жил уединенно, общаясь лишь со своими венскими друзьями-филоматами. В Петербурге Мицкевич познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвигом, немало времени проводил в беседах с Пушкиным. Тяжело переоценить значение русского периода жизни для развития творчества Мицкевича. В России он стал глубже понимать идею национальной независимости Польши, постигнув ее тесную связь с международной политикой. В эти годы он становится вестником политической свободы.

В 1829 году Мицкевич выехал из России и посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудачной попытки присоединиться к Польскому восстанию в 1830 году поэт навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. В 1834 году Мицкевич опубликовал последнее свое большое произведение - поэму «Господин Тадеуш». В следующие годы Мицкевич почти не писал (последний взлет его вдохновения - несколько лирических стихов в 1838-39 гг.). Он вел активную общественную и культурную деятельность: 1839-40 гг. читал курс римской литературы в Лозанне, потом до 1844 года занимал кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс. В 1848 году Мицкевич восстановил революционную деятельность: создал польский легион, который боролся за свободу Италии, в Париже работал в газете, выступал со статьями революционно-демократического содержания, обнаруживая интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов.   Последние   годы  жизни   Адам   Мицкевич   провел   в   большой бедности. Только в 1852 году ему удалось найти работу библиотекаря библиотеки Арсенала в Париже. В апреле 1855 года умерла его жена, осиротив шестерых детей.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Мицкевич отправился с политической миссией в Константинополь, где 26 ноября 1855 года умер от холеры (сначала был похоронен в Париже, в Краков прах был перенесен в 1890 году и похоронен в Вавельских подземельях).

3.      Работа в парах.

Ученики ознакомляют друг друга со сделанными в тетрадях записями.

4.      Слово учителя.
 — Поэзия Мицкевича имела огромное значение для польского

национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, восстановления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. В России Мицкевич приобрел популярность еще при жизни. Его стихи переводили А. Пушкин, М. Лермонтов, К. Рылеев, И. Козлов, Н. Огарев, А. Майков, М. Михайлов, А. Фет, В. Брюсов, И. Бунин. Украинские поэты еще при жизни Мицкевича в России начали интересоваться его творчеством. В 1826 году П. Гулак-Артемовский публикует свой перевод баллады «Твардовский». Первый перевод из цикла «Крымских сонетов» - сонет «Акерманские степи» - напечатал Шпигоцкий в 1830 году. Творчество А. Мицкевича высоко ценили Т. Шевченко, И. Франко, Леся Украинка. В дореволюционное время довольно значительная часть произведений Мицкевича была переведена на украинский язык. Выдающимся достижением переводческого искусства является перевод М. Рыльским «Господина Тадеуша» и «Крымских сонетов».

III. Рефлексия.

1. Работа с таблицей ЗХВ.

Ученики заполняют первые две колонки. Ученики по желанию озвучивают свои записи.

Таблица «ЗХВ» («Знаю - Хочу узнать - Выучил»)

Знаю

Хочу узнать

Выучил

     
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector