x x
menu

Три примера сочинений на тему трагедии И. Гете «Фауст»

Тема сочинения о любви в трагедии Гете «Фауст». Эпиграф «Любовь! Блаженство! Сердце! Бог!» Ни одного великого художника не обошло чувство любви. Да и разве только художника? Человеку вообще свойственно любить. А любовь - это венец чувств. Простая любовь простого человека проходит незаметно для окружения, а любовь неординарной личности олицетворяет вечность и бессмертие. Очень природно, что любовь Иоганна Вольфганга Гете не прошла незаметно, а вылилась в творчестве. А поскольку трагедия «Фауст» создавалась на протяжении продолжительного времени, то ее автор переживал в эти года много потрясений, он находил и отрекался, любил и страдал. И неизвестно, существовала бы сама трагедия, если бы ее автор не пережил первой любви к Кетхен Шенкопф и отречение от нее ради спасения личной свободы, если бы не было в его жизни новой вспышки жизнелюбия, которое проснулось в любви к дочери сельского пастора Фредерике Брион - и бегства от нее; если бы не было в его жизни бракосочетания с юной Христианой Вульпиус, которая стала матерью его сына.

Итак, история с Маргаритой в трагедии «Фауст» - это исповедь юности. Всю свою жизнь Гете считал, что «Венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к ней». На этой основе разворачивается поиск Фаустом высочайшей цели, на этой основе вызревают его идеи относительно выхода из вечного замкнутого круга:

  • «Я рвусь от жажды до наслаждения, и в наслаждении я жажду пью».

Маргарита стала для Фауста олицетворением того счастья, о котором он мечтал. Она - символ молодости и красоты, простоты и невинности, чувствительности и нежности. Тем не менее, она не наделена инстинктом самосохранения, и потому обречена на гибель. И хотя образ Маргариты обобщающий, ему присуща психологическая утонченность и жертвенность.

Любил ли Фауст Маргариту? Наверное, нет. И хотя ее гибель для него является духовным опустошением, хотя он готов ее спасать, Маргарита была в его жизни лишь мгновением, поникшей бледной тенью. И спасать ее от самого себя Фауст не может. Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувства ее обострены, ведь она причастна и к отравлению матери, и к убийству брата, и к смертной казни своего ребенка. Поэтому она сходит с ума. Но образ ее цельный в своей самоотверженности и невинности. Даже небо смилостивилось над ней. Маргарита ощутила, что Рафаэль является врагом:

  • «Сквозь маску эту увидела она Моего ума скрытое могущество».

Но это же можно сказать и о Фаусте, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви. Эта любовь земная. Но Фауст был в состоянии на любовь мистическую: погружаясь за границы пространства и времени, выхватывает из античных героев образы Париса и прекрасной Елены. Елена оказалась для Фауста недосягаемой, как сама красота. Его страдание за Еленой другое - он стремится к недосягаемому. И хотя о Елене он говорит: «Кто узнал ее - без нее жить не может!». Едва ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориона - сына Фауста и Елены - становится феерическим видением, похожим на сон. А настоящая любовь, которую олицетворяла Маргарита, способна на прощение. И уже в другом мире она польется навстречу Фаусту так же, как и когда-то - счастливая.

Сочинение на тему Суть противостояния Фауста и Рафаэля в трагедии И. Гете «Фауст». Вариант №2 . Творчество Иоганна Вольфганга Гете - высочайшее достижение мировой литературы Просвещения, своеобразный итог всего, что было создано «веком ума», а «Фауст» - высочайшее достижение самого писателя. Его часто называют поэтическим завещанием писателя человечеству. В основу сюжета положено старинную легенду об ученом, который заключил соглашение с дьяволом, но Гете существенно перерабатывает сюжет, ставит вопросы, актуальные для его времени, а, как оказалось, вечные. Главная проблема книги определена еще в прологе: это вечные философские вопросы «что такое человек», «в чем его суть». Фауст призван решить спор между Фаустом и Рафаэлем. Он познал книжную премудрость, но не смог найти ответа на вечные философские вопросы. Суть противостояния Фауста и Рафаэля в том, что для человека главное: физическое или духовное, материальное или идеальное, нравственность или духовный упадок. В этом противостоянии Гете показал свою уверенность в возможностях человека, его ума, высокий моральный потенциал.

Рафаэль соблазняет Фауста, обещая ему раскрыть все тайны, дать высочайшее наслаждение, и если ум Фауста откажется бороться с разногласиями, если хотя бы одно мгновение он определит как абсолютную истину, Рафаэль забирает его душу. Поиски истины Фауст делает целью своей жизни, они протекают в постоянных спорах с Рафаэлем, ведь у героев принципиально разные точки зрения на человека. Высочайшее наслаждение, высочайшее счастье человеку дает любовь. Это одно из первых испытаний-соблазнов, которому подвергается Фауст. Рафаэль надеется, что таким образом разбудит сладострастную страсть Фауста, принудит забыть о высокой обязанности человека. Но любовная история разворачивается совсем не так, как планировал черт. Фауст и Маргарита искренне и пылко полюбили друг друга, но ощущают сложность и трагичность ситуации, в которой оказались. Возможно, поэтому Фауст, хотя душа его захвачена,- он любит Маргариту, не может сказать: «Остановись, мгновение!» Судьба Маргариты трагична: она не только покинута любимым, она убила своего родившегося ребенка, прячась от суда человеческого, но наказание не обоошло ее. Последнее свидание Фауста и Маргариты - одна из самых трагических страниц мировой поэзии. Человеческое осуждение, страдание от совершенных грехов лишили Маргариту ума. Когда Фауст появляется в темнице, где находится обреченная на смертную казнь Маргарита, она напевает детские песенки и пугается каждого звука. Она не узнает Фауста, не верит своему счастью, что может быть спасена от смертной казни. Она говорит Фаусту о том, что нет худшей судьбы, чем слоняться с больной совестью, и отказывается покинуть темницу. Фауст порывается остаться с любимой, но девушка прогоняет его. Ме-фистофель, который везде сопровождает Фауста, глядя на Маргариту, говорит, что она будет на том мире, как большая грешница, осужденная. Но голос свыше исправляет Рафаэля: «Спасенная». Образ Маргариты появляется в поэме еще один раз, в финале. Душа Фауста после его смерти встречается с душой Маргариты, которая сопровождает его на небесах.

История любви Фауста и Маргариты доказывает читателю, что человек сам отвечает за свои поступки. Совесть, как бы пренебрежительно не относился к ней Рафаэль, присуща человеку. А нарушение моральных законов приводит к трагедии. История Фауста и Маргариты ярчайшая. Все другие соблазны, которые предлагает Рафаэль Фаусту, не производят на читателя такого сильного впечатления. Фауст восхищается природой, любит известнейших женщинами в истории человечества, но наслаждение красотой не успокаивает Фауста. Последняя надежда Фауста - это общественная борьба. Уже старый, обессиленный, герой надеется, что «свободный народ будет жить на свободной земле», но он не видит, что Рафаэль смеется над ним: вокруг Фауста в земле роются не строители, а злые духи. Картина свободного народа, которая возникает в его воображении, кажется ему настолько грандиозной, что он мог бы остановить это мгновение. Жизнь бросает его, он падает, Рафаэль радуется, что сможет завладеть душой Фауста, но в последний миг ангелы забирают душу великого Фауста. По мнению Гете, жизнь Фауста оправданна именно потому, что он нашел путь к спасению своей души. И хотя этот путь очень длинный и трудный, человек должен идти по нему вопреки всем соблазнам «мефистофелей».

Т5ема сочинения Образ Рафаэля в трагедии Гете «Фауст») На протяжении всей своей истории человечество старалось понять окружающий мир, объяснить естественные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский рассказ о Еве, которая попробовала яблоко с дерева познания, работы алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», что возвращает молодость и здоровье. Но именно в эпоху Возрождения человек проникся верой в свое всемогущество, которое вызвало новый взрыв церковной диктатуры и вылилось в костры инквизиции, направленные на выявление и уничтожение демонов. Тогда появилось множество легенд о соглашениях человека с нечистой силой, среди которых и легенда о докторе Фаусте, которая в множестве переводов стала духовно родной целой Европе. Но Фауст был героем именно для Гете, так как жил в нем на протяжении шестидесяти лет. За эту трагедию, которая стала символом всей жизни писателя, Гете брался в предсмертные минуты: во время тяжелой болезни в девятнадцать лет, после болезни и кратковременной слепоты на пятьдесят первом году и на семьдесят пятом, когда боялся, что не успеет завершить рукопись. Возможно, поэтому конец трагедии и является своеобразной исповедью поэта перед жизнью. Ведь гений Гете был признан при жизни, поэтому для него «целью жизни является сама жизнь». И вот именно этой жизни он подводит фаустовский вывод: «Не может вечность поглотить мои дела, мои труды». А поскольку Фауст жил в поэте, то он и изменялся вместе с Гете. Девятнадцатилетний поэт передал своему герою тревоги собственной юной души и определил его в личном лирически-драматическом плане. Можно даже рассматривать произведение как автобиографическое, так как в нем отразилась духовная эволюция автора. Герой Гете прошел одинокий путь, хотя стремился к полноте жизни. Но вся жизнь за ним шла тень Рафаэля, как его внутренний голос, как его второе «я»: «У меня в груди две души живут, Между собой крайне непохожие и вражеские. Одна впилась жадно в мир земной и роскошествует в нем в любовном томлении, А вторая рвется в тоске огненной В неба родные выси».

И здесь появляется Рафаэль как посланец духа земли. Собственно, второе «я» Фауста становится зримым. Рафаэль олицетворяет все порывы Фауста, его стремление к полноте жизни. Фауст готов отдать душу за эту полноту, за то, чтобы выговорить: «Остановись, миг! Прекрасен ты!». Но именно Рафаэль является олицетворением всего зла, которое живет в Фаусте. Итак, когда Фауст живет порывами, он с Рафаэлем заодно, а когда по совести, он расходится с Рафаэлем, как с чем-то безобразным и позорным. Рафаэль Гете всегда разный, противоречивый, то привлекательный, то отталкивающий.

Даже индивидуализм Фауста лелеется мефистофельскими методами. Сначала это показывается в любви (гибель одураченной Маргариты, мистическая любовь античной Елены), а со временем - в господстве (смерть стариков Филемона и Бавкиды, которые стерегли свой звон). Рафаэль, для которого цель оправдывает средства, готовый все вырвать с корнями - в этом его суть. В сущности говоря, Фауст преодолел дух возражения и уныния творческой работой, в которой Рафаэль не видит смысла, считая победу за собой. Для Рафаэля весь смысл жизни человека в том, чтобы поставить на его душе печать. В борьбе за душу человека Рафаэль является суматошным и растерянным. А сцена его невменяемой борьбы с розами преисполнена иронии и глубокого смысла, ведь, забыв уже о душе Фауста, он высказывает собственные неизвестные чувства к ангелам: «И чем-то чужим душа моя обнята: Мне к мысли те любезные мальчонки, и их клясть не имею уже сил...».

Итак, второе «я» Фауста, которое олицетворяло желание злого, побеждено силой добра, жаждой творчества и бессмертием человеческой мысли. И человечество живет фаустовской верой в человека: «След моих дней земной жизни не канет в века».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать